Разобраться с Шойгу – и пожаров будет меньше

Леонид Рокецкий: "Чтобы административная реформа действительно состоялась, нужно внести изменения и дополнения более чем в 200 законов, регулирующих отношения между центром и субъектами РФ"




В развитие продекларированной центром темы административной реформы "Yтро" попросило члена Совета Федерации Леонида Рокецкого прокомментировать "болевые точки" начавшегося процесса.

"Yтро": Леонид Юлианович, административную реформу начали с правительства – это логично?

Леонид Рокецкий: Реформирование правительства – это еще не административная реформа. Это может быть косвенный признак намерений провести административную реформу, которая предполагает глобальное действие на территории всей страны. Есть еще региональный и местный уровни, где тоже должны проводиться такие реформы...

"Y": Губернатор Самарской области Титов заявил, что, по примеру федерального центра, начинает сокращать свой аппарат; глава Карачаево-Черкесии Батдыев отправил в отставку правительство КЧР, чтобы сформировать новое, по примеру кабинета Фрадкова...

Л.Р.: В основу административной реформы, в первую очередь, должно закладываться разграничение полномочий по уровню власти. Но это вовсе не означает, что нужно копировать федеральное правительство, которое выполняет федеральные функции. Слепое копирование может привести лишь к тому, что кто-то заметит подобострастие…

Административную реформу в регионах определяют принятые в прошлом году законы: об общих принципах организации исполнительной и законодательной власти субъекта РФ и об общих принципах организации местного самоуправления. Я полагаю, что региональный и местный уровни власти законодательно обеспечены сегодня больше и имеют более четкую программу реформирования, чем федеральная власть. Я даже сказал бы, что законодательное обеспечение реформы на федеральном уровне отстает от законодательного обеспечения других уровней власти: его еще надо подтверждать корректировкой законов о милиции, о здравоохранении, обороне и т.д. Сейчас в центре происходит перегруппировка сил и структур, которую трудно назвать административной реформой. Скажу больше. Мое мнение – эти структуры, возможно, еще и сами не знают, как проводить административную реформу.

"Y": Как же, в таком случае, "двинуться" в регионы?

Л.Р.: В законе, вступающем в действие с 1 января 2005 г., есть четкий перечень полномочий, за которые отвечает субъект РФ. Именно под эти мандаты должны будут быть созданы управленческие, контролирующие и прочие структуры (не будем сейчас говорить об органах местного самоуправления), но не более того. Сегодня есть исключительные полномочия у центра отдельно и у субъектов отдельно. Но есть еще предметы совместного ведения. А это уже действительно проблема. Возьмите федеральное ведомство – Министерство обороны, в котором все осталось по-прежнему. Для него все разговоры о реформе заключались в том, призывать на службу срочников или контрактников, больше ничего. А здесь ведь надо комплекс мероприятий продумать, начиная от подготовки призывников, их трудоустройства, обеспечения жильем и т.д. Например, сегодня и субъекты Федерации, и муниципалитеты занимаются работой по организации призыва граждан. С нового года закон об общих принципах организации власти субъектов Федерации запрещает им этим заниматься: делегирование государственных полномочий на региональный или местный уровень в области обороны и безопасности страны не допускается. Но дело в том, что Минобороны не готово полностью заниматься местными военкоматами, призывом граждан, медицинским освидетельствованием, прохождением службы в запасе, коммунальным содержанием своих зданий, сооружений, транспорта и т.д. Даже больше – не видно, что они хотят этим заниматься. Поэтому губернаторы, на мой взгляд, должны уже сейчас письменно предупредить министра обороны, что с нового года субъект снимает с себя решение этих вопросов.

То же самое в других сферах. Мы все ждем новый закон о милиции, который четко разделит функции федеральной и муниципальной милиции, милиции криминальной и общественной безопасности и т.д., чтобы каждый знал, за что отвечает. Если участковый получает зарплату из местного бюджета, он должен подчиняться местной власти и выполнять ее указания, а не только министра внутренних дел. А эти проблемы не разрешены.

Я говорю сейчас только о том, что лежит на поверхности, это всего лишь два направления для реформирования, и очень важные.

По моему мнению, чтобы административная реформа действительно состоялась, нужно внести изменения и дополнения более чем в 200 законов, регулирующих отношения между центром и субъектом РФ. Это законы, касающиеся земельных и налоговых отношений, охраны общественного порядка, санитарного благополучия, здравоохранения, образования – практически всех случаев жизни. К сожалению, поправки к законам, которые должны это регулировать, до сих пор не внесены в Государственную думу. Парламенту и правительству нужно активно поработать в области разработки и изменения законодательства, обеспечивающего эти стороны жизни, чтобы успешно реализовать административную реформу. Потому что административная реформа – это попытка президента научить и высокое начальство, и руководителей уровня пониже, и граждан жить не по указаниям, а по закону.

"Y": Реформа на местах будет включать сокращение кадров?

Л.Р.: Федеральное правительство имеет свои структуры на местах – вся Россия покрыта сеткой федеральных ведомств. Вопрос о том, какие изменения произойдут в регионах, будет решаться в центральном ведомстве. Реформированием собственных структур субъекты должны будут начать заниматься с 2005 года. Но готовиться к этому, конечно, надо уже сейчас. Им надо понимать, что они выполняют многие функции, которые выполнять не должны.

Сегодня зачастую можно увидеть, что губернатор организовал при себе совет безопасности, в который входят прокурор области, военком и т.д. Часто можно услышать как о чуть ли не геройском поступке, что губернатор приграничной области помогает обустраивать границу. Но это не его дело. Он просто, смею сказать, отнимает для этого деньги, предназначенные для других целей – ремонта школ, например. Или губернатор недоволен работой криминальной милиции. Ну и что? Ее работа – не его дело. Каждый должен заниматься своим.

Или МЧС. Сергей Шойгу, конечно, очень авторитетный министр. Но и здесь столько вопросов, что, если с ними разобраться, может, и пожаров будет меньше.

"Y": Например?

Л.Р.: Например, в законе об общих принципах местного самоуправления – это касается всех мэров, в том числе и московского, – записано, что органы местного самоуправления занимаются первичными мерами пожарной безопасности. Что это значит? Это размещение указателей на стенах, куда бежать от пожара? А кто должен покупать пожарную машину? Кто должен содержать пожарное депо? Кто должен платить зарплату пожарным? Если сейчас муниципалитет содержит пожарные команды, то почему звания им присваивает Шойгу? Почему Шойгу руководит региональными, муниципальными силами? С этим надо разобраться. Тогда государство будет четко отвечать за ведение пожарного надзора. И будет проверять, неожиданно или планово, в каком состоянии находятся школы, больницы, и т.д. Если объекты не соответствуют нормам пожарной безопасности, закрывайте их: Манеж, или школы, или общежития. Это обыкновенная государственная обязанность, дело федерального центра. Так должно быть. Если Шойгу отвечает за федеральные дамбы, которые могут быть затоплены во время паводка, надо четко поставить на баланс содержание и ремонт этих дамб и проверять их состояние, а не ездить только на аварии. Если регион отвечает за берегоукрепление, являющееся некоей угрозой для нескольких муниципальных образований, то пусть регион и занимается этим берегоукреплением, а если у муниципального образования своя дамба на своем пруду, то дело только муниципалитета, а не федерального центра или субъекта, следить за ее безопасностью.

Поэтому, подчеркиваю еще раз, надо все четко распределить. Тогда и пожаров будет меньше, и аварий, и коррупции, и будет ясно, за что мы платим налоги государству.

"Y": Сколько времени может понадобиться для введения четкого разграничения полномочий – полного проведения административной реформы?

Л.Р.: Воля президента есть.

"Y": Но этого мало?

Л.Р.: Да, этого мало. Если надеяться, что проведут реформу начальники, никакой реформы не будет. Они уже и сегодня футболят друг другу вопросы – лишь бы ничего не менялось. Власти вам так нареформируют, что ничего не изменится, как всегда. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в нашей стране скептически относятся ко всякого рода реформам. Но надо сказать и о том, что мы этой властью на протяжении 70 лет воспитывались в иждивенчестве: есть партия, которая все за всех решает и за все и всех отвечает, а я жду, чтобы мне починили крышу, дали пособие, отремонтировали школу. А теперь надо знать, что "я за это отвечаю", "это мое дело, и больше ничье". Именно это называется административной реформой. Здесь, кроме прочего, требуется очень серьезная воспитательная, просветительская работа, в том числе и от вас, журналистов.

"Y": Значит, идти будем долго и трудно...

Л.Р.: Главное – идти к тому, чтобы каждый чувствовал свое достоинство как гражданина страны, тогда и административная реформа состоится.

Выбор читателей