Кошмары маленького мальчика положили на музыку

Музыкантов, которые не участвуют в "Фабрике звезд", интересуют темные стороны жизни. Детские страхи становятся рок-оперой, метания взрослого – темой для альбома. Вывод прост: для любого человека главный враг – это он сам




Abydos – "The Little Boy's Heavy Mental Shadow Opera bout The Inhabitants Of His Diary" (2004)
Пластинка с таким длинным названием просто обязана быть концептуальной. Так оно и есть: программа, представленная на диске, на каком-то этапе создания планировалась ее автором, Энди Кунтцем (фронтмен и лидер Vanden Plas – группы, в последнее время все чаще титулуемой "главным германским ответом Dream Theater") как солидная рок-тусовка с привлечением вокалистов "со стороны"; иначе говоря, рок-опера. Не очередная heavy-metal, но Heavy Mental Shadow Opera, содержание которой частично раскрывает заголовок: положенные на музыку как бы ночные кошмары и грезы маленького мальчика, которые тот доверил своему единственному другу – дневнику. Мы не знаем, вел ли в свое время дневник Энди и какие детские страхи нашли отражение в альбоме. Зато известно, что период, в течение которого альбом создавался, был одним из самых тяжелых в жизни музыканта: в течение нескольких месяцев 2003 г. Кунтц потерял отца и еще троих близких ему людей. Чтобы как-то заглушить депрессию, Энди сконцентрировал все свои усилия на сольном проекте – кстати, первом за 20 лет существования Vanden Plas. Вопреки ожиданиям, программа вышла яркой мелодически и сочной по звуку – хотя, понятно, преимущественно в минорных тонах.
(***)


Alan Parsons – "A Valid Path" (2004)
После "развода" с компаньоном и соавтором Эриком Вульфсоном в 1990-м Алан Парсонс посчитал неэтичным использование бренда The Alan Parsons Project и последующие "номерные" альбомы выпускал уже под своим именем (что, впрочем, на узнаваемость музыки или любовь фанов повлияло в последнюю очередь). Все три альбома, увидевшие свет в 90-х, записанные по традиции с большим количеством приглашенных музыкантов, вышли очень разными (на мой взгляд, "слушабельным", т.е. наиболее близким по духу к классическим работам группы, из них был только один, "On Air", 1996). Прервав пятилетнее молчание, Алан, на этот раз взявший не числом, а умением – среди приглашенных им музыкантов Дэвид Гилмор, Кен Джордан и Дэвид Пэк, – представил на суд поклонников новую работу, символично названную "Обоснованный путь": немного более жесткий, "электрический" арт-рок как отражение непрекращающихся экспериментов звукорежиссера с новыми музыкальными технологиями; для примера можете себе вообразить совместный джем Парсонса со, скажем, Жарром-сыном и парой музыкантов из Kraftwerk.
(***)


Bjork – "Medulla" (2004)
...а тем временем маленький исландский эльф по имени Бьорк подарила миру уже шестой альбом. Описывать словами ее музыку – это примерно то же самое, как рассказывать слепому про северное сияние. В этот раз слушателю предлагается максимально абстрагироваться от чего-либо визуального; это понимаешь сразу, как только диск оказывается у тебя в руках: названия песен и тексты практически невозможно "увидеть". Но их можно почувствовать. Или, на крайний случай, попытаться-таки разглядеть черные буквы на темно-лиловом фоне. Музыка Бьорк теперешней – это ее волшебный и искренний голос, а вместо симфонического оркестра ей часто подпевает хор. Двое кудесников под коллективным именем Matmos появляются на одной-единственной песне, но это появление дорогого стоит. В создании еще нескольких треков активно участвовал Роберт Уайетт. Плюс к тому – несколько вещей исполняются на исландском языке. Все это детали – важные, стоящие упоминания. Просто послушайте этот диск. Имеющий уши – да услышит...
(*****)


Richard Marx – "My Own Best Enemy" (2004)
Некоторые выросшие из певцов или инструменталистов продюсеры впоследствии берутся-таки "за старое", и кое у кого это даже неплохо получается. Сегодня Ричард Маркс известен как удачливый продюсер, работавший, в частности, с Барброй Стрейзанд, Ларой Фабиан и Майклом Болтоном, а его песня "Dance With My Father", написанная для Лютера Вандросса, получила в минувшем феврале "Грэмми" в категории "Песня года"... На первый взгляд, новая сольная работа Ричарда (первая после 1997 г.) может показаться собранием прихардованных поп-песенок и "солнечных" (временами даже слезливых) баллад; однако лирика композиций идет вразрез с приятными мелодиями: по словам музыканта, он не любит писать счастливые песни, его больше привлекают темные стороны жизни. На протяжении двенадцати композиций альбома Маркс рисует портрет мятущейся души в борьбе с собой. Отсюда, очевидно, и название: для любого человека его собственный лучший враг – это он сам.
(***)


"Cocktails with Cole Porter" (2004)
Не сборник (представляющий известных, между прочим, людей!), а прямо-таки кладезь развлечений. Во-первых, можно устроить викторину на знание привычек и творчества популярного в 30-е годы прошлого века американского композитора, писавшего преимущественно легкие джаз-оркестровые пьески для дансингов: на каждой страничке буклета нас ждет новый вопрос на означенные темы (а ответы поджидают на последней). Или, чтобы стало совсем хорошо, пока проигрыватель пережевывает пластинку, можно реально заняться приготовлением коктейлей "от маэстро" – на развороте приведены несколько рецептов. Вот как, например, готовится "The High Society": взять по пол-унции "Blue Curacao", рома "Malibu", водки "Belvedere" (хотя наверняка сойдет и "Столичная"), добавить в эту термоядерную смесь ананасового сока, встряхнуть, разлить, украсить вишенкой. Потягивать лучше всего под одноименную песню в исполнении Луи Армстронга... В общем, если надумаете купить этот диск, скучно вам не будет. По крайней мере, на какое-то время уж точно.
(***)

Пластинки для обзора предоставлены концерном "Группа Союз" (1), компаниями "Universal Music Russia" (3), "CD-Maximum" (2) и "SBA Gala Records" (4,5).

Выбор читателей