Ужасы с пересадкой органов продолжатся

Леденящих кровь историй о трансплантологии за последнее время было рассказано немало. Общество уверено в недобросовестности врачей, а те не делают ничего, чтобы в их адрес не выдвигали чудовищные обвинения




Люди в белых халатах, разрезающие еще живых пациентов для забора органов... "Ошибочно" вырезанные почки при операциях... "Черные" трансплантологи, охотящиеся за детскими органами по всему бывшему Союзу... Страшных сказок о трансплантологии за последнее время было рассказано немало. Несколько скандалов с участием врачей и чиновников от трансплантологии, в ходе которых прозвучало много разных обвинений, окончательно утвердили общественное мнение в криминальном характере пересадки органов в России.

Однако российская трансплантология как наука и сфера медицинской деятельности старается активно развиваться и не отставать от западных стран. То есть налицо парадокс: общество уверено в недобросовестности трансплантологов, а трансплантологи уверены, что без их деятельности погибнет множество людей, которым можно спасти жизнь. И ведь действительно погибнет – есть такие ситуации, когда человека может спасти только пересадка органа. А с другой стороны, есть множество свидетельств (часть из них документально подтверждена) о существовании в российских центрах "черных списков" на трансплантацию для клиентов из-за рубежа, случаи забора органов у живых людей без их согласия.

Как быть в такой ситуации и почему мы не слышим друг друга – напуганная российская общественность и лица, ответственные за трансплантологию в России?

12 октября НИИ трансплантологии и искусственных органов МЗ РФ в рамках научного симпозиума "Новые достижения в трансплантологии" провело специальную пресс-конференцию с целью разъяснить нам, зачем нужна трансплантация органов и как данная отрасль развивается сегодня. В начале конференции слово взял академик РАМН, директор НИИ трансплантологии Валерий Иванович Шумаков. Собственно, он выступил основным докладчиком и ответчиком.

Предложив поговорить о донорстве без склок и мути, академик сразу отметил негативную роль СМИ. После скандального дела с обвинениями врачей в 20-й больнице Москвы год назад, количество пересадок органов упало до нуля. Сейчас этот показатель вырос, но все равно ниже уровня двухгодичной давности в четыре раза. Значит, мы обрекаем все больше людей на смерть.

Академик привел пример Испании, одной из последних стран Европы, где отношение к донорству органов еще несколько лет назад было таким же негативным, как и у нас. Позиция кардинально изменилась после того, как государство и церковь стали пропагандировать социальную значимость донорства. "Не берите свои органы с собой на небо, они вам там не понадобятся!" – такие обращения были вывешены во многих испанских магазинах. На всю страну стал известен пример матери погибшего ребенка, согласившейся отдать его органы для трансплантации другому ребенку: "Пусть часть тела моего сына продолжает жить в другом теле и спасет ему жизнь". Дефицит донорских органов ощущается во всех странах, но в Испании его уровень один из самых низких в мире. К слову сказать, во всем мире не менее 10% пациентов, которым нужна пересадка, ежегодно погибают из-за нехватки донорских органов

Еще одним аспектом проблемы донорства была выделена нехватка финансовых средств в трансплантологии. Плохая обеспеченность лекарственными препаратами и аппаратурой приводит к тому, что забрать орган качественно невозможно. Россия вынуждена втридорога закупать препараты за рубежом, так как у нас они не производятся. Дошло до того, что из-за устаревшей дыхательной аппаратуры у нас нельзя пересадить легкое. Да и пересадка сердца производится только в одном центре на всю страну.

Несмотря на все трудности, отечественная трансплантология не стоит не месте. Шумаков обозначил три пути решения проблемы. Первое – это создание искусственных органов. Хорошим примером стал аппарат "искусственная почка". Тысячи людей живут при помощи этого устройства и десять, и пятнадцать лет. "Искусственное сердце" – пока не полностью вживляемый аппарат, скорее, это искусственные желудочки сердца. С появлением этого аппарата пациенты, обреченные ранее на смерть, могут месяцы и годы ждать донорское сердце.

Вторым направлением стала пересадка органов от животных к человеку. Пока оно в большей степени экспериментальное, но через несколько лет, как уверяют ученые, возможно, станет клинической практикой. В настоящий момент перспективными разработками являются трансгенные животные.

Третьим методом, названным самым элегантным, уже сейчас является клонирование органов. Научные исследования в этой области ведутся очень интенсивно.

Однако, на наш субъективный взгляд, цель пресс-конференции достигнута не была. И вот почему. Да, необходимо пропагандировать трансплантологию как жизненно важную отрасль здравоохранения, о чем говорил академик Шумаков. Это безусловно. Но гораздо важнее то, что ни общество, ни врачи снова не захотели услышать доводы друг друга. Конференция продемонстрировала непонимание на всех уровнях: светила трансплантологии отвлеченно рассказывали, какая она полезная, эта трансплантология, а многие присутствовавшие пришли с изначально негативным настроем против "забора наших органов". Здесь кроется и ответ на вопрос в начале статьи – врачи и общество слушать друг друга просто-напросто не желают.

Решение проблемы видится еще и в политике открытости в отношении трансплантологии. Объясните нам, наконец, были криминальные заборы органов у живых людей в 20-й больнице или нет? Сделайте возможной общественную проверку забора органов для пересадки. Когда будет уверенность в законности забора и пересадки органов, страхи испарятся сами собой.

Выбор читателей