Судьи пропишут себе Кодекс чести

Сегодня в Кремле начнет работу VI Всероссийский съезд судей – главное отчетно-выборное мероприятие судейского сообщества. Судьи займутся утверждением дополнительных правил поведения на службе и в быту




Сегодня в Кремле начнет работу VI Всероссийский съезд судей – главное отчетно-выборное мероприятие судейского сообщества, которое проходит раз в 4 года. Судьям предстоит подвести итоги проделанной работы и обозначить приоритетные задачи на перспективу. Впрочем, на самом деле задачи будет ставить президент: вчера Владимир Путин даже собрал у себя председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, чтобы в предварительном, так сказать, порядке обсудить повестку дня грядущего мероприятия. Разумеется, во время протокольной части совещания не говорилось о том, что на самом деле тревожит судей. А тревожит их вот что: слухи о возможной реформе судебной власти регулярно активизируются, а законы, которым надлежит закрепить существующую структуру этой власти, почему-то не первый год лежат в Думе без движения. Однако, когда президент отметил большую нагрузку, которая легла на российские суды (правильнее было бы назвать это перегрузкой), председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев не преминул воспользоваться ситуацией: "Вы абсолютно правильно обозначили самые напряженные точки нашей работы: это нагрузка и даже сверхперегрузка, – сказал он. – Больше всего мы думаем над тем, как с этим справиться. Здесь возможно решить проблему либо количественным способом, то есть увеличить количество судей. Либо не столько этим путем, сколько путем рационализации судопроизводства, использования более современных, гибких форм разрешения конфликтов". Но для этого нужно принимать новые законы. Они уже давно подготовлены и ждут своего часа. "Если бы судейский корпус услышал, что эти законы будут в ближайшее время внесены президентом в Госдуму, то, наверное, это был бы один из значимых моментов работы съезда", – заявил председатель Высшего арбитражного суда.

"Мы обсудим эти вопросы, вы знаете мою позицию. Я к этому готов, и завтра, и в ходе работы съезда, и в последующие дни у нас будет возможность эту позицию еще раз подтвердить", – пообещал президент. Таким образом, если сегодня глава государства даст санкцию, российская судебная система получит импульс к развитию в направлении, заданном судебной реформой образца 1991 г., еще на несколько лет.

Впрочем, 3 года назад направление этой реформы было слегка подкорректировано: под чутким руководством Кремля законодатель отменил пожизненное назначение судей, ограничил срок их пребывания в должности предельным возрастом. В состав главного кадрового "дисциплинарного" органа – Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС), которая ведет отбор кандидатов на высшие судейские должности и лишает судей полномочий, ввели представителей общественности, назначаемых Советом Федерации. А заодно вдвое сократили представительство в ней профессиональных судей. Впрочем, судей в состав ВККС делегирует съезд, поэтому до сего дня она продолжала работать в старом составе. Только после съезда у исполнительной и законодательной власти появится "блокирующий пакет голосов " в коллегии, которая теперь будет состоять из 29 человек (18 судей плюс 10 представителей общественности и 1 представитель президента).

Кроме того, судьям предстоит принять профессиональный кодекс судейской этики. Зачем это надо – судьи и сами толком не понимают, потому что один вполне исправный кодекс – Кодекс чести – с 1993 г. у них уже был. Но в поправленном законе "О статусе судей" законодатели написали про кодекс судейской этики, так что в течение всех последних лет судейское сообщество над проектом такового старательно работало. В итоге все тот же старый добрый кодекс судейской чести значительно разбух за счет дополнений, позаимствованных из "Профессионального кодекса американского судьи", "Общих принципов служебного поведения госслужащих", утвержденных президентским указом, и даже рекомендаций Совета министров стран – членов СЕ. Впрочем, ничего принципиально нового изобрести не удалось: судьям, как и прежде, предписывается добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел. (Кстати, почти две трети граждан, обращавшихся в прошлом году в квалификационные коллегии судей, жаловались на нарушение процессуального законодательства и волокиту). Еще судьям положено быть беспристрастными, не допускать влияния на свою деятельность родственников, знакомых, друзей, и общественного мнения. Не проявлять расовых, религиозных, политических предубеждений. И – боже упаси подвергать сомнению решения своих коллег. Судьям также не разрешается принадлежать к политическим партиям и рекомендовано "избегать личных связей, которые могут причинить ущерб их репутации". Кроме того, судье следует воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут "нарушить его беспристрастность".

Все это бесспорные положения, однако не исключено, что вокруг Кодекса судейской этики все же разгорится дискуссия – Вениамин Яковлев недавно заявил о том, что намерен предложить включить в него еще один пункт – о добровольном декларировании судьями своих доходов. В целях совершенствования общественного контроля: главу Арбитражного суда очень обижает, когда судей подозревают во взяточничестве. Собственно говоря, первый раз он эту идею озвучил еще минувшим летом, на Всероссийском совещании председателей судов. Тогда его коллеги отнеслись к предложению довольно прохладно: например, по мнению одного из авторов нового проекта Кодекса судейской этики, председателя Ростовского областного суда Виктора Ткачева, идею сложно реализовать в рамках кодекса. Ведь это связано с ограничением гражданских прав судей, а значит, должно быть прописано в законе. Кроме того, вопросы отчетности нужно конкретизировать: кто эти декларации будет получать, кто – проверять.

Однако если подобное предложение поступит из президиума съезда, его придется как минимум обсудить. А идея заманчивая – по крайней мере, с точки зрения простых граждан, ломающих головы: на какие деньги некоторые служители Фемиды покупают машины представительского класса и загородные виллы.

Выбор читателей