Горбун на вырост

На сцене Центра оперного пения Галины Вишневской состоялась премьера оперы "Риголетто". Работа переросла рамки учебного спектакля и стала настоящим художественным явлением – спорным, но интересным и имеющим запас для роста


Фото: Михаил Гутерман



15 января на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской состоялась премьера оперы Дж. Верди "Риголетто". Это бессмертное творение гениального итальянца любят ставить, любят петь, любят слушать, любят записывать. Сам автор (что далеко не всегда случается) восхищался оперой, отмечая, что лучшего сюжета у него не будет никогда.

Все это, как вы понимаете, создает невероятные риски для исполнения "Риголетто". Но Галина Вишневская не относится к категории людей, которые отступают перед препятствиями, и студентов своих учит тому же. Репертуарная политика возглавляемого ею Центра оперного пения красноречиво свидетельствует об этом. Наверное, никто другой не стал бы давать своим первокурсникам сложнейшего "Руслана и Людмилу" Глинки. Вишневская дала и, как показало время, не ошиблась. Не ошиблась она и с "Царской невестой" и "Фаустом". Теперь пришел черед "Риголетто".

К работе была привлечена уже испытанная команда, обеспечившая успех предыдущих постановок: режиссер-постановщик Иван Поповски (Македония), превосходно поставивший "Царскую невесту", дирижер-постановщик Владимира Понькина и сценограф Алла Коженкова.

Режиссерская манера Ивана Поповски как нельзя лучше подходит для оперы. В своих спектаклях он стремится достичь разумного баланса живого, непосредственного переживания и условности, формальных приемов. Хотя иногда и оказывается в плену собственных режиссерских решений, которые, будучи раз заявленными в постановке, порой не к месту лезут на сцену. Оттого изредка получается некий надуманный и ненужный "оживляж".

Для каждой сцены режиссер старается найти новое решение, которое удовлетворило бы требованиям учебного спектакля и, в то же время, не было тривиальным. Взять хотя бы трио Маддалены, Спарафучиле и Джильды из последнего действия, в котором Поповски мастерски использует световые эффекты, прекрасно подчеркивающие музыку Верди: один и тот же мотив поочередно появляется в партия всех трех солистов, и они поочередно выходят на свой участок авансцены, в каждом случае ярко освещенный.


Фото: Михаил Гутерман

Надо отдать должное режиссеру – он не стал предлагать молодым певцам никаких модернизированных концепций, не стал делать из "Риголетто" триллер о современной жизни: в новой постановке историческая отнесенность сюжета выдержана в неприкосновенности. Однако о ней напоминают лишь костюмы (превосходная по своей стилевой выдержанности работа Аллы Коженковой) да традиционные уже для сцены Центра трансформирующиеся декорации, позволяющие изображать то залу герцогского дворца, то улицу в Мантуе, то таверну.

Поскольку Центр Галины Вишневской, прежде всего, учебное заведение, то и перед режиссером ставится в том числе и задача научить начинающих певцов работать на сцене, помочь им освоить актерскую технику – отсюда и несколько необычное на первый взгляд решение некоторых сцен в спектакле. Все придворные герцога Мантуанского волею Поповски были превращены в кукол, в подобие заводных механизмов – достойная сценическая задача для молодых исполнителей. Этим недвусмысленно подчеркивается внутренняя омертвелость Борсы, Марулло, Чепрано и иже с ними. Паж герцогини вообще превращается в некоего двурукого и четвероногого робота о двух головах, поющих в унисон.

Куклой начинает свою сценическую жизнь и Риголетто в числе других придворных. Однако по ходу действия лишь однажды режиссер заставляет своего героя вновь превратиться в куклу – в сцене, где оскорбленная Джильда узнает тайну своего отца. Юрий Баранов – Риголетто отлично отыгрывает эту сцену, как, впрочем, и все остальные – неподдельный стыд перед дочерью в его глазах заставляет переворачиваться душу.

Баранову бог дал все, что нужно оперному певцу: яркий сценический темперамент, актерское чутье, красивый и сильный голос. В свою очередь, Галина Вишневская подарила ему удивительную возможность уже в самом начале карьеры успешно заявить о себе в одной из самых престижных партий мирового оперного репертуара, в которой молодому певцу удалось оказаться убедительным и вокально, и сценически. Певцу еще предстоит найти более яркий рисунок для сцены оскорбления Графа Монтероне (блестяще исполненного Алексеем Тихомировым) в первой картине – это, пожалуй, единственное слабое место роли. Здесь Риголетто явно проигрывал своему оппоненту.

Зато вполне удалась знаменитая сцена с придворными – кульминация оперы, когда все маски оказываются сорванными и главный герой покидает подмостки с единственной мыслью отомстить за поруганную честь дочери. Риголетто выходит на сцену с той самой лестницей, которую он держал, пока приспешники Герцога похищали Джильду. С ней же он бросается на своих обидчиков – отличная режиссерская находка: придворные как бы сливаются в единую силу, которую несчастный Риголетто не в силах сокрушить. Этот прием очень удачно подчеркивает трагичность положения горбуна. Превосходно проводит Юрий Баранов и сцену с умирающей Джильдой: певцу удалось не впасть в мелодраму, однако на удивление ярко спеть и сыграть неизбывное горе отца.


Фото: Михаил Гутерман

"Риголетто", по сути, опера для трех солистов, поэтому необходимо сказать об исполнителях партий Джильды и Герцога. Татьяне Метлиной ее роль оказалась вполне по силам. Порой (особенно в среднем регистре) ее голос даже напоминал голос ее наставницы Ирины Масленниковой – в прошлом одной из самых блестящих исполнительниц партии Джильды на сцене Большого театра. Лучше всего молодая певица выглядит в драматически насыщенных сценах, а вот лиризма и некоторой задушевности в арии и дуэте с Герцогом пока не хватает.

Павлу Паремузову досталось петь Герцога. Нельзя сказать, что он производит то впечатление, на которое обычно рассчитываешь. Нет еще легкости, нет собственного понимания партии. Есть стремление петь хорошо, но этого, к несчастью, мало. Здесь Паремузов проигрывает даже Маддалене – очаровательной Агунде Кулаевой (уже зарекомендовавшей себя превосходным Зибелем).

Не хватало некоторой яркости и оживленности и оркестру под руководством Владимира Понькина, которому приходилось периодически замедлять темп, дабы молодые солисты успели пропеть то, что им положено. И, тем не менее, работа всего коллектива в очередной раз переросла рамки учебного спектакля и стала настоящим художественным явлением. Спорным – да, интересным и имеющим запас для роста – несомненно.

Ближайшие спектакли пройдут 23 и 26 января.

Выбор читателей