Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В министерстве постарались подойти к поручению основательно. Масштаб задач, которые должна реализовать упомянутая выше программа, впечатляет: речь идет, ни много ни мало, о том, чтобы предложить системе государственного управления инструменты согласованного использования ключевых ресурсов страны. "Российские регионы развиваются хаотично, без единого плана, вне общего вектора. Их развитие напоминает выживание и не подчинено общенациональным задачам", – объяснил участникам заседания Яковлев. Россия, по его словам, не обладает общенациональными инфраструктурными сетями: линии связи, системы электропередач, транспортные коммуникации нередко разорваны межрегиональными границами и не обеспечивают геополитического единства страны. Реформы отраслей не скоординированы. Миграционно-демографическая ситуация просто пугает. "В стране со 144-миллионным населением скоро некому будет работать. До 60% россиян – это старики, дети и инвалиды. Из 20 млн мужчин трудоспособного возраста примерно 1 млн отбывают заключение за различные виды преступлений, 4 млн – "под ружьем" в системах МВД, МЧС, ФСБ; 4 млн – хронические алкоголики, 1 млн – наркоманы". В этой ситуации Минрегион считает необходимым предложить правительству и президенту концепцию, формирующую единый план управления развитием регионов. Судя по всему, "интегральная концепция" подразумевает существование единого плана развития, обязательного для всех отраслей.
И вот тут начинается самое интересное, потому что такой способ централизованного планирования довольно сложно соотнести с общей стратегией социально-экономического развития страны, разработкой которой, как известно, занимается ведомство Германа Грефа. Правильнее было бы сказать, концепцией этой стратегии: на протяжении последних лет России никак не удается обзавестись долгосрочной стратегией, а на протяжении последних месяцев "зависает" даже среднесрочная. Напомним, что в 2005 г. мы вошли вообще без внятной экономической политики на ближайшие несколько лет, потому что ни один из предложенных сценариев социально-экономического развития не решал поставленной президентом стратегической задачи: удвоить ВВП за 10 лет и побороть бедность. В итоге под вопросом оказались и базовые положения политики "либерального образца", которая ориентирована прежде всего на создание здоровой конкурентной среды для полноценной рыночной экономики. Предпочтение сегодня явно отдается усилению роли государства в экономике, повышению нагрузки на добывающий сектор и использованию ресурсов крупного бизнеса при решении государственных задач. На этом фоне возврат к централизованной системе хозяйствования становится практически неизбежным. О системном кризисе, в который эта система ввергла "народное хозяйство", пока предпочитают не вспоминать, а вот нужный инструмент вовремя в руки власти передать – непреодолимое искушение для любого чиновника.
Спикер СФ Сергей Миронов, например, критикуя МЭРТовскую программу социально-экономического развития, прямо заявил, что регионам в ней нет места: "Непонятно какие задачи поставлены и как они буду в регионах решаться". В способность регионов "самоопределяться" при наличии в стране соответствующего экономического климата в Совете Федерации, похоже, не очень верят. А зря: вот, например, в Северо-Западном федеральном округе усилиями экспертного совета по экономическому развитию и инвестициям при полномочном представителе президента как-то определились со стратегией социально-экономического развития округа на период аж до 2015 года. И ничего.
Впрочем, усердие столичных чиновников вполне можно понять: им надо как-то исполнять функции, а функций на всех явно не хватает. "Региональным" ведомствам традиционно не везет на этом поприще: министерства по делам то федерации, то национальностей (помнится, единственный был министр без портфеля) первыми попадают под секвестирование в ходе различных административных перетрясок. Очевидно, что в нынешнем Минрегионе должны предложить что-то очень нужное нынешней власти, чтобы остаться у дел. А что по нынешним временам может быть важнее адекватной системы управления?
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету