Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Больше всего россиян (30%) хотели бы жить в своей отдельной, изолированной стране; в Едином экономическом пространстве – 15%, в объединенной Европе – 14%. В Содружестве независимых государств хотят жить лишь 11%. Любопытно, что во вновь объединенном Советском Союзе готовы были бы жить 27% опрошенных.
Если сравнить интеграционные настроения жителей России с настроениями жителей Белоруссии, Казахстана и Украины, то наши показатели оказываются самыми низкими. В объединенной Европе хотели бы жить 30% украинцев, притом что в Едином экономическом пространстве – 27%; 22% белорусов хотят жить в объединенной Европе, а 24% – в Едином экономическом пространстве.
Как прокомментировал результаты исследования руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров, "эти данные опровергают миф о том, что Россия является мотором постсоветской интеграции, основанной на ее имперских настроениях. Настроения россиян, скорее, изоляционистские". Как считает глава ВЦИОМ, "люди в большинстве своем не интересуются интеграционными идеями – слишком много было слов на эту тему и слишком мало ощутимых результатов". Важной причиной изоляционистских настроений, по мнению Федорова, является то, что россияне, белорусы, казахи и украинцы опасаются прихода конкурентов на их рынок труда, а также боятся того, что собственность в их странах будет скупаться иностранцами из "ближнего" и "дальнего" зарубежья.
Видимо, сравнивать настроения отторгших конституцию ЕС граждан полуобъединенной Европы и россиян все же не вполне корректно. Как заявил "Yтру" директор по исследованиям ВЦИОМ, заведующий отделом анализа социально-экономических процессов ИКСИ РАН Владимир Петухов, сейчас в России есть две противоположные тенденции. "Конечно, нашим согражданам интересны разные формы интеграции в рамках постсоветского пространства. Однако есть и изоляционистские настроения, – считает он. – Они объясняются простым обстоятельством: реанимировать СССР невозможно. Россияне рассуждают, как люди расторгшие брак: мы только что развелись, причем не мы этого хотели, но жизнь сложилась именно так. Теперь нет смысла снова вступать в брак – давайте поживем своим домом". В отличие от латышей, поляков или литовцев, которые, только выйдя из Варшавского договора, желали тотчас вступить в какие-то другие международные сообщества, россияне предпочитают не торопиться.
"Что касается сотрудничества в рамках постсоветского пространствам, то причины скептического отношения к этому жителей России также вполне очевидны, – заявил Владимир Петухов. – Большинство наших сограждан просто не может понять, что такое СНГ и для чего оно предназначено". Как считает политолог, россияне начинают понимать, что бывшие братские республики, по мере изменения политических систем, очень быстро начинают относиться к нашей стране весьма недружественно. Именно поэтому на вопрос: как Россия должна реагировать на "цветные" революции, большинство сограждан отвечают – не вмешиваться. "Судя по опросам, мы готовы поддерживать культурные, спортивные, научные или дружеские связи – но нам абсолютно чужд постсоветский имперский синдром. Россияне хотят пожить своим домом", – заключил Владимир Петухов. Иными словами, наш изоляционизм коренится не в разочаровании, а в неготовности питать новые надежды.
Преступления удалось предотвратить