Время вылечит эстонские нервы

Эстонские политики продолжают прилагать немалые усилия для того, чтобы убедить общественное мнение: главы МИД стран Евросоюза – однозначно на их стороне в пограничном споре с Россией




Эстонские политики продолжают прилагать немалые усилия для того, чтобы убедить общественное мнение: главы МИД Евросоюза – однозначно на их стороне в пограничном споре с Россией. Вчера председатель комиссии по иностранным делам эстонского парламента Энн Ээсмаа заявил в интервью местному телевидению, что договор о границе с Россией был подписан потому, что ЕС поддержал позиции Эстонии по этому вопросу. Как утверждает г-н Ээсмаа, на этот раз Евросоюз также выразил Эстонии свою поддержку, и, следовательно, Россия должна уступить в пограничном вопросе. То есть ратифицировать договор с учетом дополнительного протокола, где Эстония предъявляет претензии на ряд российских территорий.

Другой эстонский парламентарий, заместитель председателя комиссии по иностранным делам Марко Михкельсон считает, что оценка, данная Евросоюзом, означает: "переговоры состоялись, договоры подписаны и ратифицированы эстонской стороной". Такое утверждение, бесспорно, гораздо ближе к истине, чем мнение Энна Ээсмаа. Единственное, что стоит добавить к словам Михкельсона, так это то, что договоры ратифицированы эстонской стороной, но не ратифицированы Россией. Следовательно, пограничная проблема так и осталась нерешенной. Именно таким было вчера мнение европейских министров, не зря ведь они заявили, что этот вопрос с повестки дня не исчезнет, как бы того ни хотелось эстонцам. Хотя им и очень хочется сделать вид, что проблема для них решена.

В частности, бывший премьер-министр Эстонии, а ныне член оппозиционной партии "Союз Отечества" Март Лаар, занимающий радикальную антироссийскую позицию, убежден, что сегодня "цель внешней политики России – навязать нам бесконечную дискуссию по вопросу пограничных договоров. Считаю, что пришло время нам эту дискуссию завершить и заняться другими вопросами – важными для Европы и оказывающими на судьбу Эстонии большее влияние, чем обсуждение вопросов о границе с Россией".

Однако крайне сомнительно, чтобы Евросоюз счел необходимым прислушаться к мнению бывшего эстонского премьера. И, судя по всему, эстонцы вполне понимают, что открытой поддержки от Евросоюза им не дождаться. Во всяком случае, как показал последний опрос "Евробарометра", в Эстонии уровень поддержки Евросоюза один из самых низких: средний рейтинг ЕС составляет в этой стране 47%. Как указывается в исследовании, в ЕС всего 5 государств, где союз пользуется еще меньшей поддержкой, чем в Эстонии.

Быть может, убедившись в том, что ЕС не станет ссориться с Россией из-за стран Балтии, последние перестанут искать поводы для ссор с Россией. Во всяком случае, председатель президиума российского Совета по иностранным делам и обороне, бывший советник президента РФ Сергей Караганов уверен, что вскоре отношения между Россией и тремя прибалтийскими государствами смогут нормализоваться. На встрече с журналистами стран Балтии в Москве Караганов заявил, что "в отношениях наших стран нет реальных проблем", а также нет "существенных различий в интересах". "Вы заинтересованы в стабильной России, мы заинтересованы в стабильной Балтии. Это касается и рынка, и вообще... Лучше жить рядом с зажиточными и сильными соседями, чем с бедными и слабыми", – сказал политолог.

Однако другой политолог, член Совета по национальной стратегии Павел Арсеньев смотрит на ближайшее будущее отношений России со странами Балтии не столь оптимистично. Как он заявил в интервью "Yтру", "конечно, было бы замечательно, если бы отношения России с балтийскими странами вскоре нормализовались. Они наши ближайшие соседи, с которыми мы ведем активную торговлю. Все-таки "Ванна Таллин", "Рижский бальзам" и рижские шпроты стали неотъемлемой частью российской субкультуры, и призывы их бойкотировать – просто бессмысленны".

Но, по мнению Арсеньева, в этом политическом споре все сделали много деклараций и конкретных шагов во вред себе. "Разумеется, Эстония поступила некрасиво, когда к уже ратифицированному пограничному договору добавила дополнительный протокол. Но думаю, это просто от нервов и неуверенности в себе, – считает он. – Все-таки, к сожалению, чтобы эти эмоции исчезли, должно пройти какое-то время. Поэтому не думаю, что до 2008 г. в наших отношениях с Балтией возможны серьезные позитивные изменения. Но уверен, что в будущем они произойдут обязательно".

Выбор читателей