Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Однако нет никакой уверенности в том, что обращение частных лиц, поддержанное рядом общественных организаций и политических движений, в частности "Комитетом антивоенных действий", Союзом комитетов солдатских матерей России, фондом "Право Матери", коалицией "За демократическую альтернативную гражданскую службу" и РОО "Норд-Ост", попадет на стол президента. Скорее всего, чиновники кремлевской администрации, которым и были переданы подписи, постараются уберечь главу государства от чтения документа, косвенно порицающего кадровую политику Путина.
У них есть хорошее оправдание – собранные подписи не отражают отношения большинства россиян к министру обороны. По обнародованным в тот же день результатам общественного опроса, проведенного специалистами "Левада-Центра", деятельность Сергея Иванова одобряют 48% и не одобряют – 46% опрошенных. Таким образом, Иванов два месяца подряд находится на третьем-четвертом месте в рейтинге политиков, к которым россияне испытывают "наибольшее доверие". И если бы завтра на президентских выборах в бюллетене не оказалось фамилии Путина, то за С.Иванова могли бы проголосовать 7% россиян. Это означает, резюмируют социологи, что открывшиеся в последнее время факты проявления "дедовщины" в армии не привели к резкому обрушению доверия к министру. Категорически не доверяют Иванову всего 2% опрошенных. С учетом любых погрешностей это во много раз меньше, чем число людей, не доверяющих, например, российскому парламенту.
Забавно, что наряду с солдатскими матерями и пацифистами требования отставки Иванова поддерживают отечественные шаманы. Они, как сообщила представитель Республики Тува в Совете Федерации Людмила Нарусова, требуют извинений от министра, который, критикуя российские СМИ, имел неосторожность заявить следующее: "Иногда складывается парадоксальная ситуация, когда в газетах хорошая статья публикуется рядом с рекламой борделей, шаманов и прочих прохиндеев. Просто винегрет какой-то". Шаманы обиделись за то, что их поставили в один ряд с борделями. Верховный шаман Тувы заявил, что слова Сергея Иванова – это "унижение шаманов, какого не было ни в истории Российской империи, ни в истории бывшего СССР". А ведь только в Туве, по данным республиканского министерства юстиции, зарегистрированы 6 шаманских религиозных организаций и легально практикуют более 300 шаманов. Так что теперь шаманы грозятся устроить беспорядки не хуже мусульман. По словам Нарусовой, в ближайшее время появится официальное обращение к Сергею Иванову с требованием принести извинения. Возможно, перед шаманами министр и извинится. А вот перед СМИ – никогда.
Не для того он посажен на этот пост, чтобы потакать "продажной журналистике", выискивающей "дедовщину" даже там, где ее нет. Рядовой Андрей Сычев, например, не подвергался коллективному издевательству, как о том утверждает пресса, а причиной нанесения ущерба его здоровью стало всего лишь "длительное принудительное нахождение в неподвижном сидячем положении", – заявил Иванов на заседании Госдумы, признав, правда, что "неподвижное сидячее положение с полным основанием можно отнести к неуставным отношениям". "Если раньше мы имели дело в основном с фактами нанесения открытых телесных повреждений, то сейчас используются более изощренные методы", – сказал Иванов. Из этих слов явствует, что если бы в отношении начальника Челябинского танкового училища генерал-майора Виктора Сидорова не было возбуждено уголовное дело по статье "злоупотребление должностными полномочиями" в связи с фактами сокрытия преступлений, то вряд ли министр обороны представил бы Сидорова к освобождению от занимаемой должности и увольнению с военной службы.
Возможно, министр и заблуждается, когда воспевает нашу армию в мажорных тонах. Но именно эта его уверенность в своей правоте и импонирует миллионам граждан, выражающим Иванову свое доверие. И именно на них, вероятно, рассчитывает Кремль, поддерживая в обществе мнение о том, что Сергей Иванов может считаться достойным кандидатом на пост президента России после Путина.
Никак не комментируя сообщения прессы, называющей возможными преемниками Сергея Иванова и Дмитрия Медведева, власти умело манипулируют толпой, применяя известный прием о "добром и злом следователе". Добрый – это Медведев, курирующий "национальные проекты", то есть программы, призванные улучшить жизнь и благосостояние людей. А Иванов, несомненно, – злой, но это не значит "плохой". Просто работа у него такая. Он не может повышать зарплаты и пенсии, он должен крепить обороноспособность страны. А это можно сделать только в ежовых рукавицах.
Впрочем, с "дедовщиной" министр готов сражаться не на живот, а на смерть. Только в 2005 г. в России за неуставные отношения осуждены более 2600 военнослужащих, а за рукоприкладство в армии – 1803 человека. Всего же пострадали от "дедовщины" около 6 тыс. человек. Это данные Главной военной прокуратуры.
Печальную статистику сообщает и Минобороны. По ее официальным данным, в результате "дедовщины" в 2005 г. в Вооруженных силах РФ погибли 16 человек. Всего в прошлом году в результате преступлений и происшествий в Вооруженных силах погибли 1 тыс. 64 военнослужащих, еще 276 военнослужащих покончили жизнь самоубийством. Вряд ли Иванова радуют эти цифры. Но основанием для его отставки они не станут. Не случайно именно Сергея Иванова президент назначил на днях главой постоянно действующей Военно-промышленной комиссии. И хотя комиссия создана при правительстве, фактически получается, что новая структура выведена из-под контроля премьер-министра и передана под начало Иванова, который имеет право принимать решения в обход кабинета министров. Военно-промышленная комиссия, таким образом, представляет собой своеобразное "правительство в правительстве" – примерно то же самое, что и департамент по реализации нацпроектов под руководством Дмитрия Медведева. Бюджет комиссии, кстати, составляет $25 миллиардов. И к тому же Сергей Иванов намерен самостоятельно распоряжаться бюджетными деньгами гособоронзаказа. Найдутся для комиссии и другие требующие постоянной работы задачи. Так что впереди фронт неотложных дел, прорвать который не смогут ни пацифисты, ни шаманы.
Соответственно, придется до 2008 года Иванову играть свою роль. А Медведеву – свою. Как в античном театре, где один герой – всегда в белых одеждах, а другой, отрицательный – всегда в темном. Но в античном театре все было просто. Если это комедия, то добро побеждает зло. Если трагедия – наоборот. Драмы тогда еще просто не было. А драматизм нашей политической ситуации состоит в том, что победить в 2008 г. может кто-то третий, пока еще не выходивший на сцену или скрывающийся в общем хоре актеров второго плана. Если драматург решит, что в финале лавровый венок не должен достаться ни Иванову, ни Медведеву, они оба окажутся калифами на час. Иванов будет скомпрометирован неудавшейся военной реформой. Ему припишут и неспособность справиться с "дедовщиной", и небоеспособность армии, которая, по мнению ряда депутатов (причем, что показательно, депутатов-единороссов), не имеет ни современной техники, ни даже достаточного количества стрелкового оружия и боеприпасов. А Медведева спишут в запас в связи с возможным провалом национальных проектов, оказавшихся очередными маниловскими прожектами.
И тогда все пойдут голосовать за "темную лошадку", единственное достоинство которой – отсутствие за спиной грехов прошлых лет. Пусть никто не знает ее потенциала, пусть нам пока неизвестно, по какому пути поведет страну новый президент, это наших граждан не пугает. В конце концов, голосовали же мы за Путина при схожих обстоятельствах. И, вроде бы, не разочаровались в своем выборе. Свидетельством тому – не снижающийся, по данным почти всех социологических служб, президентский рейтинг. Так почему бы не повторить такую же процедуру еще раз? Даст бог, и на этот раз все будет хорошо. А за кого конкретно нам предложат проголосовать в 2008 году, даже гадать не хочется. Все равно ведь не угадаешь...
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности