Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Внутренний мир важной персоны, закрученный детективный сюжет для любителей криминального жанра и легкая мистически-философская приправа, - все это легко уместил Макс Нарышкин в своем "Дауншифтере". Роман вышел, без сомнения, не скучный.
Идеология дауншифтинга, охватившая эпидемией Европу и Америку, заставляет топ-менеджеров бежать куда глаза глядят, отказываясь от зарплаты с большим числом нулей. В России презрение к материальному началу бытовало очень долго, так что нам скорее чужда западная корпоративная культура, навязывающая слишком тесный узел на галстуке. Но отечественных клерков новой формации эта болезнь уже поразила.
У Нарышкина главный герой-дауншифтер, 28-летний Артем Бережной, бежит от работы вице-президента крупной компании в алтайскую глубинку. Порвать с прошлым молодого человека побуждает кошмарное самоубийство коллеги, к смерти которого он сам, как оказалось, приложил руку. Мир нечеловеческой жестокости делает людей уродами ("рожи, изувеченные корпоративными улыбками"), коверкает их жизнь ("думал о своем ребенке как о пачке масла и велел жене вырезать его и выбросить в урну") и, наконец, убивает.
Такую картину рисует автор, используя классическую композицию "роман в романе". Книга предваряется прологом, в котором молодой амбициозный журналист "Алтайского вестника" получает от неизвестного визитера диск с текстом и завернутую в бумагу икону. Дальнейшее повествование - это и есть роман, подаренный репортеру таинственным гостем. И как бы само собой разумеется, что мы читаем его глазами сотрудника провинциальной газеты.
...Оказавшись на Алтае, вчерашний топ-менеджер Артем Бережной перевоплощается в учителя истории, вспомнив освоенную в вузе специальность. Отрешается от последнего оплота прежней жизни - солидной суммы денег - и с головой погружается в водоворот событий. Судьба сводит его с невероятными людьми: старушкой-ворожеей, предсказывающей герою несчастье, по-базаровски уверенным в себе и удивительно хорошо образованным молодым врачом местной больницы по фамилии Костомаров, и, наконец, подсовывает герою юную красавицу с загадочными намерениями.
Знакомство Бережного с Лидой (так зовут девушку) описана не без иронии: к школьному учителю приходит в гости незнакомая ученица, а-ля Лолита, берущая инициативу в свои руки и вынуждающая хозяина напиться. И тут же педофилический контекст сводится на нет: на самом деле девушке 18 лет, и пришла она исключительно ради разговора об Апокалипсисе. Разговор с Лидой, опоившей Артема зельем, начинает новую часть романа.
Герой в своих галлюцинациях видит сгинувший в адском огне городок, а потом страшным образом изменяется и окружающая его действительность: он находит убитой бабку-прорицательницу, становится свидетелем жестокой расправы над священником, отцом Лиды, и сам попадает в руки нелюдей, присланных его бывшим шефом за якобы украденными у компании деньгами. Теперь книга - уже не романтическая сага о провинциальном учителе, это криминальный детектив, в котором Бережной одержим одной мыслью: кто же его предал? А злодеи исправно проливают кровь и упражняются в садизме.
Внутренние перевороты "Дауншифтера" - пожалуй, самый увлекательный элемент книги. Главный герой никак не может утвердиться в своих подозрениях, и в итоге едва доживает до развязки. Которая на самом деле никакая не развязка, как того и следовало ожидать. Во-первых, по всем правилам полагается в конце книги снова вернуться в пролог - к зачитавшемуся журналисту "Алтайского вестника". И во-вторых, если уж как следует закольцевать композицию, необходимо вернуться к самому дауншифтеру.
И в финале-эпилоге, невольно напоминающем почти ритуальный для русской классики разговор читателя и писателя, мы снова встречаем того самого карьериста, с которым познакомились в самом начале романа, только потерявшего ореол положительного героя. Это не он попал в переплет, это события улеглись ровными страницами от корки до корки именно так, как ему захотелось. И романтическое бегство, ради которого он выбросил на ветер уйму денег, в конце книги предстает хорошо просчитанным предприятием - не без риска, конечно, но зато прибыльным.
В Европе чувствуется усталость от конфликта