Дель Понте запретили

Появление откровений Карлы дель Понте о работе Гаагского трибунала грозит международным скандалом. МИД Швейцарии запретил ей проводить в Милане презентацию книги под названием "Охота: я и военные преступники"




Отставной председатель Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) Карла дель Понте наверняка будет вписана в историю современной Сербии и, может быть, Косова как персонаж отрицательный. Ее выступления по проблемам межэтнических отношений на Балканах вызывают неприятие не только у самих балканских народов, но и в дипломатической среде. МИД Швейцарии - работодатель дель Понте - запретил проводить в Милане презентацию ее новой книги "Охота: я и военные преступники" и счел многие из ее высказываний недопустимыми для представителя правительства Швейцарии.

Напомним, Карла дель Понте занимала должность председателя МТБЮ вплоть до конца 2007 г., после чего была назначена послом Швейцарии в Аргентине. МТБЮ известен также как Гаагский трибунал и имеет специальный мандат Совета безопасности ООН для проведения расследований нарушений норм гуманитарного права на территории исключительно бывшей Югославии. Рассмотрение всех дел и апелляций по ним должно быть завершено МТЮБ к 2010 году. Деятельность дель Понте на посту главного обвинителя МТБЮ всегда подвергалась критической оценке российских и сербских властей и зачастую характеризовалась как предвзятая и необъективная, поскольку почти в трети случаев Гаагский трибунал обвинял в военных преступлениях сербов.

Экс-председатель МТБЮ уже давно анонсировала свою книгу о работе Гаагского трибунала. Первыми против публикации опуса дель Понте выступили официальные власти Сербии. Они опасались, что сведения, изложенные бывшим главным военным прокурором МТБЮ, "нанесут вред работе секретных служб республики и помешают поимке лиц, скрывающихся от правосудия". Эксперты полагали, что книга Карлы дель Понте нанесет серьезный удар по репутации Белграда, обнародовав информацию о сорванных по вине сербских властей переговорах по выдаче преступников.

Однако после публикации "Охоты" наибольшее внимание к книге привлекли не страницы с описанием бездействия властей Сербии, а сведения о военных преступлениях косовских албанцев против сербов во время гражданской войны. Экс-руководитель Гаагского трибунала заявила, что из Косова в Соединенные Штаты и в страны Западной Европы поставлялись органы убитых сербов. Подробные карты захоронений и концлагерей на территории края и на севере Албании, свидетельства жестоких пыток и уничтожения мирных жителей могли поступить в Гаагский трибунал еще в 1999 году. В преступлениях против сербов может быть обвинен нынешний премьер Косова Хашим Тачи. Косвенным образом дель Понте указывает на то, что МТБЮ был заинтересован в первую очередь в свидетельствах преступлений самих сербов, а не против сербов.

Власти Сербии не замедлили воспользоваться показаниями Карлы дель Понте. Сербский Минюст направил запросы в Албанию и Гаагский трибунал о проверке сведений, изложенных экс-председателем МТБЮ. В Европе вновь заговорили о том, что Албания и новое государство Косово являются не только каналом наркоторговли, но местная мафия еще и специализируется на торговле людьми.

Не известно, рассчитывала ли автор "Охоты" на такой резонанс, но международный скандал явно не входит в планы МИД Швейцарии. В Берне не уточняют, какие именно фрагменты книги дель Понте вызвали их недовольство, но эксперты полагают, что речь идет о "нюансах" в оценке ситуации на Балканах. Щекотливость момента в том, что Швейцария уже признала Косово и его новые власти, а глава швейцарского МИД на прошлой неделе принимала участие в открытии посольства в Приштине.

Разговорчивая Карла дель Понте подчеркнула, что в современном мире расследование военных преступлений становится делом политическим. Если бы о преступлениях албанцев стало известно раньше, и речи бы не могло идти о независимости Косовского края.

Для Сербии, не согласной с международной поддержкой сепаратистов, досье дель Понте - еще один шанс на апелляцию к высшим международным организациям в попытке восстановить территориальную целостность страны. Вряд ли стоит рассчитывать на успех этого мероприятия, но привлечь дополнительное, более пристальное внимание к новому государству, пожалуй, стоит. К тому же, еще остались колеблющиеся страны, не определившие своего отношения к самопровозглашенному Косову, и Сербия может надеяться убедить их в справедливости своей позиции.

Безусловным минусом откровений Карлы дель Понте является тот удар, который нанесен ею по репутации Гаагского трибунала. Еще до публикации книги высказывались опасения, что сербские власти могут использовать это как повод для формального прекращения поиска военных преступников на своей территории. И даже теперь, когда все внимание приковано к "преступному режиму Косова", у Сербии остаются основания для игнорирования политического, по словам дель Понте, Гаагского суда. Эти же резоны может использовать в своем оправдании и правительство Хашима Тачи.

В конечном итоге, по всем законам рынка от скандала вокруг "Охоты" выиграет только автор. Дипломатам в Старом и Новом Свете остается готовиться к продолжительным реверансам и искать особые слова, чтобы уберечь Балканы от новых вспышек насилия.

Выбор читателей