Спасители России выстраиваются в очередь

Время и ситуация вынуждают российскую власть обновляться более решительно, чем в предыдущие годы. Укрепление кадрового потенциала, проводимое президентом, вызвало большое оживление в заинтересованных кругах




За год своего президентства Дмитрий Медведев очень последовательно вел две темы: укрепление кадрового потенциала власти и борьба с коррупцией. Инициативы по этим направлениям, публичные и законодательные, методично сменяют друг друга. Работа проведена большая, правда, по большей части, пока носящая подготовительный характер. Как заявил вчера сам Медведев, выступая на Совете при президенте по борьбе с коррупцией, "пока не достигнуто фантастических успехов".

Продолжая эту мысль, нельзя не признать, что "фантастическими" станут результаты, которые убедят граждан в эффективности принимаемых мер. Пока крупных чиновников на скамье подсудимых не видно, а многочисленным фактам нарушения ими законодательства не дается не только правовая, но даже должностная оценка – достаточно вспомнить печально известную историю о VIP-охоте на Алтае.

На кадровом направлении дело продвинулось немного дальше. Сетования власти на короткую скамью запасных, информационная кампания вокруг "президентской сотни", неожиданные (прежде всего, для СМИ) кадровые назначения – все это заставило оживиться заинтересованные круги. Стало понятно, что время и ситуация вынуждают власть обновляться более решительно, чем в предыдущие годы.

Самым показательным в этом смысле до сих пор было назначение главой Кировской области бывшего лидера российских правых. "Случай Белых" поделил наблюдателей на три группы. Одни увидели в произошедшем простой политический размен (в данном случае – трудоустройство лидера партии в обмен на ее роспуск) и свели все к чистой конъюнктуре. Вторые утвердились в представлении о новых веяниях власти, которая с приходом Медведева меняет не только стилистику управления, но и ее логику. Для этой группы наблюдателей назначение Никиты Белых представляется началом долгожданного обновления затхлого российского чиновничества, связанного круговой порукой. Наконец, третья группа, которую условно можно назвать "идеалистами", увидела в происходящем слабость власти, которая теряет хватку и готова к компромиссам. Логика в подобном взгляде на предмет есть: трудно себе представить, чтобы при Путине лидеру СПС вот так бы сходу предложили должность главы региона.

"Идеалисты" отличаются от прочих тем, что сами провоцируют власть на действие. Вчера два политика с совершенно разными задачами поступили одинаково – предложили себя или своих коллег во власть. Причем не абстрактно, а на вполне конкретные должности.

Борис Немцов собирается баллотироваться на должность мэра г. Сочи. "Мы это будем серьезно обсуждать на заседании Бюро организации "Солидарность" в Сочи 12 марта... Это инициатива самих сочинцев – они обратились ко мне", – говорит он. Основания подходящие: Немцов родился в Сочи и когда-то возглавлял Строительную комиссию по Сочи. К тому же, по его словам, сочинцам требует "политик федерального уровня" – критерий, которому Немцов все еще соответствует.

Другой новый правый, Борис Титов, который руководит "Деловой Россией", параллельно сопредседательствуя в партии "Правое дело", вчера предложил создать в стране "антикризисный штаб", который с максимальной эффективностью покончил бы с проклятым кризисом. "Позволить себе эффективный бизнес и малоэффективную исполнительную власть государство могло лишь до тех пор, его пока экономика питалась нефтедолларовым дождем. Сегодня же нам нужно свехэффективное государство и такой же бизнес. Это значит – нужна мобилизация кадров из бизнеса в структуры госуправления. И никак иначе", – пишет Титов в своем блоге.

Кадровые предложения Титова следующие: "У Чубайса такой опыт есть, он способен организовать любой процесс, он достаточно жесток, чтобы спрашивать со своих подчиненных и отвечать перед руководством самому по самой строгой статье. Ему и карты в руки... Я бы в такой команде видел руководителей успешных и кризисноустойчивых предприятий: Анатолия Карачинского (IBS), Вадима Дымова (в представлении не нуждается, думаю), Сергея Саркисова (РЕСО-Гарантия), Ольгу Дергунову (Microsoft Россия). И тех, кто пришел во власть из бизнеса и успел себя зарекомендовать деятелем, но не оратором: Александра Хлопонина, Дмитрия Зеленина, Владимира Груздева. Это была бы очень хорошая команда. Я бы ей управление своими активами доверил".

Обсуждать команду, которой Титов доверил бы свои активы, по понятным причинам сложно. Вопрос о Чубайсе – эффективном управленце давно перешел в разряд интимных вопросов веры. Связка "Хлопонин – Зеленин – Груздев", видимо, вошла в титовский оборот по наследству из "Единой России", с которой нынешний сопредседатель "Правого дела" долго и плодотворно сотрудничал. Однако сегодня "Единая Россия" не очень-то жалует того же Зеленина, при котором Тверская область переживает далеко не лучшие времена, что и сказалось на результатах "партии власти" в этом регионе на прошедших выборах 1 марта.

Интересно, что только один из перечисленных Титовым персонажей вошел в "президентскую сотню" – Ольга Дергунова. С одной лишь поправкой – как член правления государственного Внешторгбанка, а не в качестве главы представительства компании Microsoft, которую она покинула еще в 2007 году.

Немцов и Титов преследуют разные цели, но играют в одну игру – изображают людей, "готовых" идти в ногу с властью: мол, вот вам кадры в соответствии с модными тенденциями сезона. Бориса Немцова, встраивающегося в "вертикаль", да еще в городе, имеющем в свете грядущей Олимпиады критическое значения для имиджа власти, представить так же сложно, как и руководящего страной Анатолия Чубайса.

Это хорошо понимают и сами ньюсмейкеры. Однако, предлагая непроходные решения, "идеалисты" формируют "атмосферу перемен" – когда разговоры, неуместные еще пару лет назад, ведут хоть к каким-то решениям. И если посыл Немцова – это, прежде всего, одна из форм фронды со стороны непримиримой оппозиции, то Титов предлагает нарушить баланс в сегодняшней власти в пользу технократов. Хорош такой совет или плох – дело другое. Но это вполне внятное, требующее обсуждения предложение. Даже в том случае, если не рассматривать второе пришествие Чубайса всерьез.

Выбор читателей