Миру нужна российская нефть, а не бензин

Мировой рынок заинтересован прежде всего в поставках российской сырой нефти, а не продуктов ее переработки. Владимир Путин связывает это с текущей конъюнктурой, между тем вполне возможно, что это долгосрочная тенденция




В настоящий момент России выгодно продавать за рубеж сырую нефть, а не нефтепродукты, заявил сегодня председатель правительства РФ Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов о возможности создания нефтеперерабатывающего завода в конце маршрута нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). "Нефть стоит дороже. Это такие искаженные реалии сегодняшней экономики", - заявил премьер. Он напомнил о довольно специфической ситуации, сложившейся сегодня на мировом нефтяном рынке. По словам Путина, ожидая роста мировой экономики и увеличения потребления черного золота, нефтяные компании хранят сырую нефть на базах, арендуют для этих целей танкеры. Все это нужно для ее последующей и более выгодной реализации.

С точки зрения стратегии, считает глава правительства, нефтеперерабатывающие заводы нужно создавать на территории России, но стратегия "немножко вступает в противоречие с экономической выгодой". "Это требует анализа, требует предварительной оценки понимания того, что нужно конкретно строить, где строить и кому продать", - говорит премьер.

Вопрос целесообразности строительства НПЗ в конце маршрута ВСТО эксперты ставят перед собой уже достаточно давно. Владимир Путин совершенно прав в том, что международный рынок заинтересован прежде всего в поставках сырой нефти. Единственное, что необходимо к этому добавить, так это то, что данный интерес обусловлен не столько текущей ситуацией, когда компании накапливают запасы сырья в ожидании его удорожания, сколько общемировой практикой.

Большинство стран-импортеров топлива крайне заинтересованы в поставках именно сырой нефти с ее последующей переработкой на собственных мощностях. Это объясняется как желанием создавать основную добавленную стоимость (вместе с рабочими местами) непосредственно в стране потребления, так и специфическими требованиями к топливу в различных странах. Поэтому покупать уже готовое топливо предпочитают преимущественно слаборазвитые государства, не имеющие достаточных перерабатывающих мощностей. Рынок готового топлива развит и внутри различных торговых союзов, что мало подходит к ситуации вокруг ВСТО.

После полного завершения строительства ВСТО главными покупателями российской нефти должен стать Китай, а впоследствии также Япония, Южная Корея и, возможно, США. Все эти страны располагают собственными перерабатывающими мощностями, имеют особые требования к нефтепродуктам и намерены производить их на собственной территории. По этой причине строительство НПЗ на восточном конце ВСТО - для производства нефтепродуктов на экспорт - вряд ли вообще когда-нибудь окажется экономически целесообразным.

Выбор читателей