Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
По данным Ассоциации Европейского бизнеса, падение продаж легковых автомобилей в России в 2009 г. составило 49%, в результате чего количество проданных за год авто сократилось до 1,466 млн штук. Еще дальше в своих оценках пошла аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC). По ее расчетам, объем российского рынка подержанных и новых автомобилей в 2009 г. сократился на 56% - до 1 млн 402 тыс. штук.
По сути, динамика российского автомобильного рынка является точной иллюстрацией состояния внутреннего спроса и, как следствие, основных экономических тенденций в стране. В связи с этим прогнозы дальнейшего развития ситуации на рынке частных авто представляют для экспертов особый интерес.
Так, в рамках оптимистического сценария своего прогноза PwC предполагает увеличение продаж легковых автомобилей в России в 2010 г. на 15% - до 1,6 млн единиц. Однако, если развитие общей экономической ситуации пойдет по пессимистическому сценарию, то объемы продаж авто, по расчетам PwC, могут снизиться еще на 5%. При этом общий объем продаж в 2010 г. составит около 1,3 млн машин.
"Мы по-прежнему считаем, что российский автомобильный рынок имеет значительный потенциал развития в долгосрочной перспективе. Однако дорога к этой долгосрочной цели едва ли окажется ровной и гладкой, учитывая сильную зависимость российской экономики от мировых экономических условий, поэтому не исключена возможность повторения кризиса в течение периода до 2025 года", - говорит партнер и руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Стенли Рут.
По мнению эксперта, расчетный показатель насыщения рынка на уровне 400 автомобилей на тысячу человек населения будет достигнут к 2025 году. При этом коэффициент утилизации старых автомобилей составит 6%. Стенли Рут прогнозирует восстановление российского автомобильного рынка до уровня 2008 г. через пять лет. Это объясняется тем, что негативные последствия глобального кризиса для российского автомобильного рынка оказались одними из самых заметных в мире, поскольку сильная зависимость от импорта автомобилей и предшествующий существенный рост рынка сменился быстрым ослаблением рубля, увеличением процентных ставок по кредитам и падением потребительской уверенности.
В краткосрочной перспективе, по мнению PwC, на российском рынке все еще сохраняется значительный уровень неопределенности. Прежде всего, это относится к обменным курсам, уровню доверия потребителей и процентным ставкам. Позитивные факторы, такие как государственная поддержка и программа утилизации старых автомобилей, "компенсируются негативными, включая снижение скидок со стороны автопроизводителей и сохранение высоких импортных пошлин".
В то же время, не стоит сбрасывать со счетов и тот фактор, что к началу кризиса большинство россиян уже распробовали вкус "автомобильной жизни", что повлекло за собой определенное изменение их менталитета. Это означает, что у многих соотечественников приоритет такого действия, как приобретение собственного автомобиля, значительно возрос. Реализовать его многим помешал начавшийся кризис. Однако велика вероятность, что к осуществлению своей цели эти граждане поспешат вернуться уже по мере нормализации собственного финансового положения. Важнейшим фактором остается и то, что нынешний кризис не привел к потере сбережений значительной части населения, как это было в 1998 году. Все вместе это может означать, что вероятность реализации оптимистического сценария для российского авторынка окажется более высокой, нежели пессимистического.
В Европе чувствуется усталость от конфликта