Военные получат арктических терминаторов

Специально разработанные для Заполярья российские вертолеты приступают к боевому дежурству. Ми-8АМТШ-ВА заводится даже при -60

Минобороны досрочно получило два транспортно-штурмовых Ми-8АМТШ-ВА, которые специально создавались для низких температур. Как уверяют в пресс-службе холдинга "Вертолеты России", аналогов машины, которая собирается на Улан-Удэнском авиазаводе, в мире просто не существует. Ранее военные испытывали в Арктике англо-итальянский AgustaWestland AW139, но несмотря на его высокую скорость в 309 км/час и некоторые другие преимущества, проверку он не прошел. И в российском военном ведомстве остановили свой выбор на вертолетах Милля.

Арктический вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Через неделю Ми-8АМТШ-ВА впервые покажут широкой публике на авиасалоне МАКС-2017. Пока это штучный товар. И в российских Вооруженных силах их можно пересчитать по пальцам. Но в будущем арктический Ми-8 станет основным транспортно-штурмовым вертолетом на Крайнем Севере.

Внешне арктический "терминатор", как уже прозвали вертолет в СМИ, сильно напоминает базовый Ми-8АМТШ-В, но технологически это большой шаг вперед. Машина оборудована уникальной системой, которая запускает двигатели при температуре ниже минус сорока градусов. При этом вертолет необязательно хранить в ангаре, достаточно накрыть его чехлом, который идет с ним в комплекте.

Надлежащее внимание уделено комфорт экипажа. Внутри Ми-8АМТШ-ВА тепло - кабина оснащена теплоизоляцией и специальными шторами. Но главное - это современные приборы, которые значительно упрощают жизнь пилотам.

На вертолете можно летать даже в полярную ночь, так как он оборудован инерциальной системой навигации. Она позволяет работать при слабом спутниковом сигнале и ориентироваться по рельефу. При желании можно вообще запустить "автопилот" и арктический "терминатор" полетит сам по заранее проложенному маршруту.

В Арктике вертолет может решать самые разные задачи - от спасения моряков, терпящих бедствие на Северном морском пути до огневой поддержки десантно-штурмовых подразделений. При желании на нем можно разместить комплекс "Штурм-В" с восемью управляемыми ракетами 9М114, а также до четырех блоков Б8В20-А с неуправляемыми ракетами С-8, 23-мм пушки ГШ-23Л и два пулемета. По набору вооружений арктический "терминатор уступает" тому же "Ночному охотнику" Ми-28, но проблем противнику доставит немало.

Одно из преимуществ Ми-8АМТШ-ВА - два мощных двигателя "Климов" ВК-2500. Как уверяют разработчики, если даже один из них откажет, вертолет продолжит горизонтальный полет и спокойно вернется на базу. А так как сесть в условиях Арктики можно далеко не везде, вертолет оборудовали четырьмя дополнительными топливными баками, которые увеличивают дальность полета до 1400 км. Это особенно важно, когда маршрут проходит над Северным Ледовитым океаном, где вынужденная посадка может стоить жизни экипажу.

По мнению военных экспертов, новая машина может стать незаменимой не только на новых арктических базах ВС РФ и в МЧС, но и на газовых и нефтяных месторождениях, где зачастую не справляются обычные Ми-8. Именно поэтому, создавая вертолет для военных, КБ Милля заодно проработали его будущую гражданскую версию.

Как подтвердил генеральный директор "Вертолетов России" Андрей Богинский, ряд наработок уже внедряется в гражданскую авиатехнику. По его словам, вертолеты в будущем помогут создать транспортную инфраструктуру в северных регионах.

Параллельно на Улан-Удэнском авиазаводе работают над беспилотным вертолетом RH-300, который планируется применять для ледовой разведки.

Выбор читателей