Коллекционер, Россия, 2001
Режиссер: Юрий Грымов
В ролях: Алексей Петренко, Евгений Цыганов, Екатерина Волкова, Ирина Мазуркевич, Карен Бадалов, Андрей Приходько, Ярослава Соколовская
Итак, творец более чем 300 рекламных роликов, известный режиссер и лауреат всевозможных международных наград за это дело, автор "Мужских откровений" (1996) и "МУ-МУ"(1998), примерно раз в два года берет на себя ответственность за произведения в жанре тяжелой артиллерии визуального искусства – в полнометражном кино. Причем независимом.
На сей раз творческий процесс растянулся, по словам самого режиссера, аж на три года, и плоды его были представлены в московском кинотеатре "Ролан", где, помимо "Каро" и "Художественного", и будет в ноябре прокатываться "Коллекционер".
Сам Юрий Грымов на пресс-просмотре и после него был, надо сказать, куда разговорчивей и агрессивней, а самое главное – интересней, чем представленная работа.
Да и впрямь, что тут скажешь, глядя на кислые мины журналистов, прямо-таки ошпаренных после просмотра. К сожалению, я тоже не смог причислить себя к категории поклонников этого весьма ценного, по мнению автора, киносубстрата.
Действительно, своим могучим творческим органом Грымов размахивает весьма агрессивно, видимо забывая, что кино не вчера придумано. Если режиссер лично начал с чистого листа, оставив за бортом и впрямь несколько перехваленного у нас классика арт-кино Гринуэя, то уж не замечать, что до него нечто абсолютно схожее уже снял Карен Шахназаров – в "Городе Зеро", в недавних "Ядах" – признак неадекватной самооценки.
Итак, жанр – современная притча, сказка. История весьма замысловатая. Существует некий Коллекционер, аллегорическая персона Фауста и Мефистофеля в едином лице, недвусмысленно и очень навязчиво обыгранная всем контекстом фильма. Этот зловещий полубог (А.Петренко) живет в мини-зоопарке, этаком уголке Дурова, напичканном всеми возможными плодами цивилизации, от компьютера до античного унитаза.
Зло состарилось и требует ухода. Оно нанимает библиотекаршу (И.Мазуркевич), чтобы та тщательно описала коллекцию, представляющую модель мироздания и его венец – человека. Ценой сей работы объявлена жизнь этой несчастной матери-одиночки.
В результате выяснения отношений между героями побеждает одинокая сила добра в лице человекакоторыйбылсамимсобой.
Остальные умерли, как в песне про "Уно моменто". Но не все так просто. Зрителю вроде как дана загадка. По крайней мере, так хочется думать авторам. Требуется объяснить взаимоотношения героев, пользуясь методами психоаналитики. Именно эту цель и преследует режиссер, разбрасывая по всему экрану всевозможные подсказки. Видимо, Грымов не только кино западное презирает, но и буржуазную лженауку психологию, открывая ее заново, как Америку, через форточку.
Результат этой нелегкой сексуальной драмы – вытеснение жестокого Отца, сублимация и как результат – спасенное и освобожденное либидо. Искусственные фаллосы, которым в фильме отведен центральный эпизод, брошены на свалку. У героя вырос собственный!
Грымов честно признаётся, что отвечает "за каждое слово" в фильме. Что ж, это ценное признание не столь оригинально. Гораздо интереснее было бы, если б эти психоаналитические упражнения он проделал бессознательно. Иначе всеобщая расшифровка смыслов, которые и так лежат на поверхности, заставляет думать, что зрителя держат, как говорил Штирлиц, "за болвана в старом польском преферансе". Хотя не исключаю, что за поиск потайных смыслов в этом фильме, о которых сам режиссер не подозревает, он должен мне бутылку.
Однако не надо объяснять всем, что значит слово "натюрморт", спасибо. Так же как и то, что в русском языке архаичный суффикс "овь" принадлежит только трем словам – кровь, любовь и морковь.
Это, правда, делается в каждом втором кино, но не подается как художественное откровение. Перемазанные кетчупом пополам с вишневым сиропом лица (экранная кровища) давно уж сами по себе не пугают, как бы ни было красиво.
Научно-популярное кино про музей личных коллекций интересно, но не в связи с похлопыванием по плечу великих предшественников, если не самого Бога. Герои носят библейские имена: Петр, Андрей, Илья, Мария. Чтоб было понятно, нам показывают копию Дюрера из священной истории. А зрителю все невдомек. Кстати, и вправду кто-то из журналистов не удержался, спросил, что все-таки это значит, чем дал повод обрадованному автору еще раз ощутить себя всемогущим "криэйтором". Да, согласен, креатива в фильме выше крыши небоскреба. Только он совершенно избыточен. Может быть максимализм интересен сам по себе, как то же свернутое кровавое полотенце, весьма похожее на человеческое сердце. Как альтернатива традиционному минимализму авторского кино в лучших образцах. Но на полноценное кино эта эклектика ну никак не тянет. Так законопатить мозги зрителя устаревшими и просто неактуальными символами прошлых эпох – это надо постараться.
А еще перемешать в саундтреке Рахманинова (кого ж еще) с пионерскими песнями – прелестный ход, код, что хотите... Только до дырок заезженный.
И с идеологией у автора явные проблемы.
Нагонять разного туману на тему своих сексуальных переживаний не модно с середины 70-х. Проехали сто раз этот заход – все со всеми трахаются, дерутся, жрут, блюют и умирают. Ну здесь, понимаете, завуалированно: в фильме нет прямых эротических сцен, ни одной обнаженной натуры, только тщательнейшим образом продуманная искусственная, натюрмортная. А уж лучше б были, хрен с ним, с психоанализом. Привет тебе, Душан Макавеев, мы тебя обскакали, у нас круче. Хотя, наверное, совсем и не смотрели тот же "Сладкий фильм", иначе просто постеснялись бы с подобными заморочками лезть в Европу.
Как всегда в случае подобного провала зритель пытается выжать из себя во время просмотра остатки чувства юмора. Но ни комедии, ни драме, ни простой занимательности в "Коллекционере" место не оставлено. Только картинке.
Так и снимал бы дальше красивые ролики.
Ан нет, "клипмейкер" против кинорежиссера – всё одно, что дровосек против столяра. Но провала это все равно не оправдывает.