Обычно, когда на рынке появляется вещь, притягивающая к себе пристальные взоры потребителей и сулящая ее производителям немыслимые доходы, ситуация начинает быстро изменяться. Появляются конкуренты. В таких случаях рентабельность бизнеса всё падает и падает, и в конце концов на рынке не всегда остаются даже следы присутствия компаний-пионеров. Однако в нашем случае всё происходит несколько по-иному. Конечно, без конкуренции и здесь не обошлось, но у руля по-прежнему пребывают отцы-основатели этого бизнеса.
Практически все крупнейшие нефтяные компании наших дней имеют вековую историю. Exxon Mobil представляет собой самый крупный осколок империи "Standard Oil" Рокфеллера, а British Petroleum существует со времен начала разработки первых разведанных нефтяных полей Ирана. Со времен начала первых аптекарских экспериментов со стимулирующими снадобьями, приготавливаемыми, по слухам, из смеси кокаина и масла семян колы, отсчитывают свою историю два крупнейших в мире производителя безалкогольных прохладительных напитков – Coca-Cola Company и PepsiCo.
Между компаниями этих отраслей действительно очень много общего. Главное – их с трудом можно причислить к старым индустриям. Они видели на своем веку постепенное отмирание депрессивного угольного и сталелитейного бизнеса, старение производителей каминов, граммофонов, радиоприемников и прочего технократического мусора. Между тем выглядят они и сейчас превосходно. Нефтяной бизнес не потерял лавров одного из самых доходных в мире, составляя конкуренцию даже колоссальным торговым сетям. Шутка ли, если на тройку крупнейших компаний сектора – Exxon Mobil, Royal Dutch/Shell и BP – приходится годовой объем продаж в $580 млрд.! Coca-Cola Company и PepsiCo, конечно же, не могут составить конкуренцию нефтяным компаниям по объему продаж. Скорее всего, так продлится до тех пор, пока автомобили не начнут ездить за счет заправки Coca-Cola, а котельные – сжигать в топках не мазут, а Pepsi. Однако на стороне производителей напитков есть один безусловный плюс – они могут делать бизнес настолько рентабельным, что, глядя на их финансовую отчетность, легко можно сделать ошибку, спутав мануфактурщика газировки и соков с производителем телекоммуникационного оборудования или разработчиком программного обеспечения. Это позволяет компаниям стоить на рынке в 3,5 раза (PepsiCo), а то и в 6 раз (Coca-Cola Company) больше, чем они продают своей продукции. К чему в итоге это приводит? Да к тому, что Coca-Cola имеет рыночную капитализацию в $120 млрд. при аналогичном показателе у Exxon Mobil в $290 млрд., в то время как их разница в объеме продаж оказывается более чем десятикратной. С течением же времени нефть имеет свойство заканчиваться, необходимо вновь заниматься покупками лицензий и закапыванием денежных средств в землю, в то время как компоненты, из которых приготавливаются стимулирующие и прочие заряжающие напитки наших дней, вряд ли имеют тенденцию к исчерпанию.
Так и получается, что производить концентраты разнообразных шипучих и бесшумных напитков, вежливо уступать другим право на их бутилирование, активно занимаясь рекламой, оказывается куда выгоднее, чем осуществлять инвестиции в нефтегазовом бизнесе. По крайней мере, такая ситуация складывается среди крупнейших западных компаний. В России такая "закономерность" легко может быть оспорена. К сожалению...
С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.