Грязное прошлое куклы Барби

Читать в полной версии →
Маленький божок американской поп-культуры в 1976 г. был запечатан в специальную "капсулу времени", которую должны вскрыть через 200 лет. Это был апофеоз пластмассовости. Но история "куклы-женщины" на этом не закончилась

Кукла Барби. Миленький маленький штампованный божок современности... Согласно официальной версии, "мамой-творцом" Барби является американка Рут Хандлер, которая в конце 50-х годов решила подарить своей дочери что-нибудь эдакое, игрушку, которой свет не видывал, и придумала осчастливить ее подобием себя – маленькой пластмассовой куклой-"женщиной".

Однако не всё так просто. Кукольный профессор М.Г.Лорд пишет: "Прямой предшественницей Барби была кукла Лилли, игрушка для взрослых мужчин, которая вела свое происхождение от послевоенного персонажа комиксов в Bild Zeitung – низкосортной немецкой газеты... В комиксах Лилли была не просто куколкой, она была немецкой куколкой: ослепительно-белые волосы, правильные черты лица – идеал арийской расы!".

Лилли из Bild Zeitung впервые появилась 24 июля 1952 года и сразу зарекомендовала себя настоящей самкой. Она обожала две вещи – секс и деньги и то и дело меняла любовников-толстосумов. В одном из выпусков комикса Лилли появлялась в квартире подруги абсолютно голая, прикрывшись только газетой – подпись под рисунком гласила: "Мы поссорились, и он забрал все, что подарил мне!". В другой раз приятельница поучала Лилли: "Ты не сможешь выйти замуж за богатого мужчину, потому что как только ты обвенчаешься с ним, у него ничего не останется!". Еще в одном выпуске красотка прогуливалась по городу в бикини, ее останавливал полицейский и говорил, что в таком виде запрещено появляться на улице; в ответ Лилли взмахивала ресницами: "О! И какую же часть вы предлагаете мне снять?".

Комиксы о сексапильной арийке были столь популярны, что вскоре их героиня с легкой руки дизайнера игрушек Макса Вайссбродта перевоплотилась в маленькую аппетитную куколку с пышным бюстом и стройными ножками. Именно куколку, а не куклу, ведь, кроме всего прочего, слово "куколка" на сленге означает девицу легкого поведения. И куколка эта никоим образом не предназначалась для детей. Ее и продавали не в игрушечных магазинах, а в табачных лавках. Основными покупателями Лилли были, конечно же, сексуально озабоченные бюргеры. По выражению Лорда, игрушка "являлась порнографической карикатурой, шуточным подарком для мужчин".

Рут Хандлер впервые увидела Лилли в Швейцарии, где проводила отпуск. "Мы шли по улице, заглянули в магазин, и там мне в глаза бросилась удивительная кукла с лицом и телом взрослой женщины", – благоговейно вспоминает главный бизнес-момент своей жизни Рут. Игрушка-женщина так поразила Хандлер, что она купила сразу трех Лилли: двух для своей дочери Барбры и, конечно, одну для себя...

Вернувшись в США, Рут решила посвятить новоявленному божку всю жизнь, а именно – адаптировать покупку для американского рынка. Но, как всегда, первые попытки были как пот в песок в пустыне потребительского равнодушия. И это, в общем, понятно – ведь пластмассовая девка предназначалась совсем для другой категории покупателей. Масла в огонь добавил дизайнер Джек Райан, к которому Рут Хандлер обратилась за помощью. Он, пьяно икнув, заметил, что немецкая куколка "напоминает проститутку или актриску из дешевого варьете". Но за работу взялся. В результате получился очень удачный римейк – американизированная Лилли, уже под новым, ныне известным всему миру именем, которая дебютировала на ярмарке игрушек в Нью-Йорке зимой 1959 года. Правда, там она осторожно рекламировалась как "единственная анатомически совершенная кукла, которая производится сегодня".

Дети поначалу восприняли Барби настороженно. А мужики-критики сразу заговорили о ней как о "хищной женщине", "идеальной сучке", "пустоголовой девушке". И твердили, что "матери никогда не станут покупать своим детям кукол с грудями", что Барби "слишком сексуальна" для того, чтобы ее свободно продавать... В общем, навешивали на куколку собственные нереализованные сексуальные фантазии. Понятно, что после таких "дифирамбов" даже за три доллара (смехотворная цена для Америки) Барби покупать не хотели. Создательница игрушки была убита неприятием "маленьких женщин" настолько, что позвонила своему поставщику и приказала пустить под нож огромную партию готовых кукол...

Конечно же, Рут Хандлер поторопилась! Совсем скоро отцы и матери оценили прелесть новой игрушки, ведь в нее можно играть и им тоже! Это стало настоящим триумфом госпожи Хандлер. Прошло совсем немного времени, и американцы "загорелись", "распробовали и привыкли" к Барби. Игрушка стала не просто хитом продаж, а настоящим явлением на рынке. Америку, а следом и весь остальной мир залихорадило. Уже через каких-то пять лет после появления на рынке продажи игрушки исчислялись миллионами штук. Как грибы после дождя росли фан-клубы Барби, причем не только в США и Европе, но даже в мусульманских странах, где строгость нравов была такова, что куклу ввозили туда контрабандой.

Тут, понятно, многие смекнули, что на Барби можно неплохо подзаработать: и вот уже трудятся в поте лица производители кукольной одежды, снабдившие Барби таким роскошным и разнообразным гардеробом, который врезается в память девочки даже с полным отсутствием воображения. Шикарные наряды игрушечной блондинки были дешевы только первое время, пока "идеальная сучка" была в раскрутке; как только продажи превысили "обыкновенную норму сбыта", подвенечное платье пластмассовой дуры стало стоить 35 долларов. И пошло-поехало: дом, мебель, посуда, машина, велосипед, друзья и даже лошади... Полная коллекция Барби стоит сегодня более 1000 долларов.

Вскоре после Рождества 1964 года, когда Барби рекламировалась в качестве лучшего подарка для девочек, американская газета Saturday Evening Post окрестила ее "в высшей степени меркантильной особой". "Любой, кто пытается найти какие-то более основательные ценности в мире Барби, ищет их не там, – писала газета. – Со своей страстью к обладанию, со своим поклонением внешнему блеску Барби, эта Америка в миниатюре, – тонкая пародия на нашу вечную погоню за материальным и тривиальным".

Да, между Америкой и Барби действительно можно поставить знак равенства. Маленький божок американской поп-культуры в 1976 году был запечатан в специальную "капсулу времени", которую должны будут вскрыть только через два столетия. Это был апофеоз пластмассовости. Но закончилась ли на этом история "куклы-женщины"? Вовсе нет.

Эта игрушка обрела вечность. Она окружила себя героями-партнерами. В ее домике можно разыгрывать нешуточные драмы бытия – любовь, счастье, смерть...

Игорь СИЛЕНКО |
Выбор читателей