В том, что США удастся свергнуть Хусейна быстро, сомнений ни у кого нет. Недавняя кампания в Афганистане вселила в и без того самоуверенных американских политиков заоблачный оптимизм. К тому же военные докладывают, что иракская армия так и не смогла восстановиться после "Войны в Заливе" 1991 года, да и вообще не очень-то лояльна по отношению к Саддаму. Впрочем, повторимся, не об этом спор.
Главный вопрос – что будет происходить в Ираке после ухода Хусейна. Сенаторы говорят о возможном хаосе, борьбе этнических и политических кланов и т.п. неприятных последствиях. Хуже всего то, что расхлебывать все это должны будут сами США. В этом случае американским солдатам придется надолго застрять в песках. "Произойдет трагедия, если, свергнув в Ираке тиранию, мы посеем там хаос", – заявил председатель комитета по внешней политике Джозеф Биден (Joseph Biden). Пребывание американского контингента в Ираке обойдется в миллиарды долларов – отнюдь не лишних в свете экономических неурядиц, переживаемых ныне Штатами.
Но и это не конец прогнозируемым напастям. Поскольку США, как ответственные за мир и спокойствие в Багдаде, будут "умиротворять" иракский народ всеми доступными им средствами, другие арабские государства, в том числе и традиционные союзники Штатов в данном регионе, неизбежно займут негативную позицию в отношении "оккупантов".
Не правильнее было бы оставить все как есть, т.е. Саддама – в Багдаде, блокаду – по периметру Ирака, военно-экономическую помощь – соседям этого беспокойного государства, говорит сенатор Мортон Халперин (Morton Halperin). А Ричард Батлер (Richard Butler), в недавнем прошлом инспектировавший Ирак на предмет недозволенных разработок в области оружия массового поражения, призывает Россию и США предпринять новые "серьезные шаги", чтобы заставить Хусейна вернуть в Багдад инспекторов ООН, которые были выдворены оттуда еще в 1998 году.
Нельзя сказать, что на сенатских слушаниях звучала лишь критика планов Белого дома в кратчайшие сроки покончить с иракским лидером. Нашлись и сторонники, преимущественно военные. Так, полковник Томас Мак-Инерней (Thomas McInerney) говорит, что 72 часов будет вполне достаточно для того, чтобы покончить с Саддамом. Бывший глава ЦРУ Джеймс Вусли (James Woolsey) придерживается того же мнения. Правда, осторожно замечают некоторые, если подозрения США относительно иракских разработок в области оружия массового поражения небеспочвенны (а иначе зачем было бы нападать на Багдад?), не применит ли ужасный Хусейн все эти цистерны биологического и химического оружия против доблестных янки, уже отсчитавших для своего врага пресловутые 72 часа?
На все это Белый дом любит отвечать, что свержение Хусейна отвечает интересам не только США, но и остального мира. Однако остальной мир, за исключением разве что Великобритании, не торопится примкнуть к коалиции против Ирака. Единодушия времен "Войны в Заливе" нет и в помине. Напротив, Европа твердо заявляет о недопустимости военного вторжения в Ирак. Не менее категорична позиция России, которая вкупе с мнением Европы значит сегодня больше, чем 11 лет назад. Даже Турция, всегда более чем лояльная Вашингтону, рассудив здраво, официально отказала Штатам в помощи. Премьер-министр Туpции Бюлент Эджевит заявил, что США хотели участия его страны в операции против Ирака, но "мы ответили, что не будем поддеpживать их. Больше они ничего не тpебовали". Турции, конечно, очень хочется в Европу (которая, как мы знаем, против), однако более всего ее беспокоят курды, живущие по обеим сторонам турецко-иракской границы. Анкара опасается, что США пустятся во все тяжкие, в том числе пойдя на переговоры с курдами, посулив им невесть что. Багдад, конечно, Анкаре не товарищ, но курдов бьет исправно, а турки такой решительности цену знают.
По данным конгресса США, расходы на проведение военной операции в Персидском заливе в 1991 году составили $61 млрд. (в текущих ценах это почти $80 млрд.). Тогда 80% счетов оплатило международное сообщество. Сейчас это маловероятно, а потому Америке следует рассчитывать только на собственные силы.