Америка нанесла удар по собственной валюте

Читать в полной версии →
Мощный удар по доллару был нанесен в результате публикации экономических данных по США за первый квартал, которые оказались неутешительными

Эйфория, двигавшая рынками после победы США в Ираке, постепенно начинает сходить на нет. Инвесторы окончательно переключили свое внимание с военных сводок на экономические данные, свидетельствующие явно не в пользу американской валюты. Наглядной иллюстрацией тому стало возвращение доллара к довоенным минимумам – на уровень 1,1000-1,1050 $/EUR.

Значительный удар по доллару был нанесен в результате публикации экономических данных по США за первый квартал. Вышедшая информация подтвердила предположение о том, что американская экономика остается в состоянии стагнации. В первом квартале ВВП США увеличился на 0,4% по отношению к предыдущему кварталу и на 2,1% к аналогичному периоду прошлого года. В итоге, в пересчете на годовой показатель, темпы роста американской экономики составили всего лишь 1,6%. Стоит заметить, что в 2002 г. этот показатель составил 2,4%, а в конце 90-х средние темпы роста экономики США составляли порядка 4,4%.

Что касается расходов, то и здесь итоги первого квартала не вселяют оптимизма. Потребительские расходы за отчетный период возросли весьма незначительно (+0,3% к предыдущему кварталу и +2,3% к аналогичному периоду прошлого года). Относительно слабая динамика их роста остается весьма тревожным фактором, так как указывает на слабость потребительского спроса. Более того, опасность нарастания безработицы грозит еще большим усугублением ситуации.

Динамика государственных расходов США в первом квартале также оставалась более чем скромной: госрасходы увеличились на 0,9% в годовом исчислении. По мнению ряда аналитиков, это связано с сокращением налоговых поступлений, ставших следствием политики сокращения налогов, проводимой администрацией Буша. Единственным способом увеличить государственные расходы остается наращивание бюджетного дефицита, и без того принявшего угрожающие масштабы.

С перспективами экономического восстановления пока нет ясности: процентные ставки и без того крайне низки и давно уже не могут служить механизмом воздействия на экономику. Вдобавок, новые инициативы президентской администрации относительно снижения налогов более чем на $700 млрд. в ближайшие 10 лет пока не находят особой поддержки в Конгрессе.

Одним словом, единственным возможным фактором экономического ускорения остается прямое стимулирование экономики за счёт бюджета. Особые надежды в связи с этим возлагаются на портфель заказов американских компаний на восстановительные работы в Ираке. Поможет это американской экономике или нет, можно будет оценить по результатам второго квартала.

Затянувшаяся стагнация крупнейшей в мире экономики не несет ничего хорошего и экономикам других стран, включая Россию. Снижение деловой активности в мире повлечет за собой падение спроса и на экспортируемое Россией сырье, являющееся основным источником доходов страны.

С другой стороны, совсем не обязательно, что ухудшение конъюнктуры на рынках развитых стран станет для России столь уж критичным. Не исключено, что новые перспективы для российского экспорта будет представлять Китай, демонстрирующий устойчивость к проблемам экономики США. До последнего времени Китай проявлял интерес к российским энергоносителям и в скором будущем имеет все шансы стать для них новым рынком сбыта. Вопрос состоит лишь в том, насколько усиление зависимости от Китая выгодно России с политической точки зрения.

Сергей СЕРЕБРОВ |
Выбор читателей