|
Однако стремление заставить ВВП расти темпами выше потенциальных, по мнению экспертов, в будущем может породить новые проблемы. Подобная политика закладывает основу для серьезного кризиса потребительского кредитования, ведь порядка 2/3 валового внутреннего продукта Нового Света обеспечивается расходами рядовых граждан. А граждане в ситуации невиданной дешевизны денег бросились их занимать, причем так много, что вряд ли будут когда-либо в состоянии эти долги отдать. Объем задолженности американских семей ежегодно увеличивается на 10%, в то время как прирост дохода в апреле 2003 г. составил всего 3,7%.
За год (с 31 марта 2002 г. по 31 марта 2003 г.) уже обанкротились из-за долгов 1,57 млн американцев. Резко выросли просрочки платежей по кредитным картам и увеличились дефолты по ипотечным кредитам. Истощаются постепенно и сбережения. В период с 1952 по 1994 гг. норма сбережений (отношение сбережений населения к чистому доходу после уплаты налогов) в среднем составляла 8,7%. К апрелю 2003 г. этот показатель снизился до 3,7%, предостерегает Пол Кэсриэл, главный экономист Northern Trust и активный критик ФРС.
Впрочем, как полагают аналитики, снижение ставок стало всего лишь катализатором опасного процесса. Основной же причиной является изменение в мировоззрении самих граждан страны, для которых жизнь в кредит давно стала нормой. Американский потребитель начинает расходовать деньги раньше, чем копить, тем более что получить кредит с каждым годом становится все проще. "Молодые люди из среднего и высшего класса сегодня часто имеют машину уже в отрочестве, кредитную карту, как правило, - еще до 20 лет", - отмечает Стивен Бробек, исполнительный директор Федерации потребителей. При этом люди вполне отдают себе отчет в том, что такая ситуация может обернуться для них крахом. По данным социологических опросов, 25% жителей США "очень обеспокоены" способностью выплачивать долги, еще столько же признаются, что могут это делать только в том случае, если их доход будет стабильным. И тем не менее американцы продолжают занимать. Сложно удержаться от соблазна, когда процентные ставки за купленное в рассрочку жилье минимальны, автомобиль можно приобрести в кредит на пять лет под ноль процентов и на каждом шагу встречается предложение: "купи сейчас, заплати потом".
"Я бы сравнил это с дозой для наркомана, сидящего на героине, - говорит Кэсриэл. - Мы продолжаем поощрять этого кредитного наркомана, заставляем его принять еще дозу. И экономика растет, но в долгосрочной перспективе это, конечно, не вечно. Когда ставки пойдут, наконец, вверх, начнутся проблемы", - считает он. "Мы обеспокоены тем, что большое число домовладельцев не смогут оплатить закладные к моменту выхода на пенсию. А если не смогут, то не смогут и выйти на нее", - вторит Бробек.
Но политиков не беспокоит тот факт, что низкие процентные ставки способствуют увеличению количества банкротств, негодует Сэм Джердано, исполнительный директор Американского института банкротств: "Но это ведь обратная сторона монеты потребительских расходов. Вам нужно, чтобы потребитель тратил деньги, нам нужно, чтобы потребитель брал кредиты, чтобы двигать экономику вперед. Однако побочным продуктом этой системы становятся банкротства".