|
Первым и наиболее логичным ответом на вопрос о том, какими могут оказаться последствия банковского кризиса для этого рынка, кажется предположение о начале нового витка роста цен. Сейчас наблюдается массовое снятие вкладчиками средств с банковских депозитов, а принятое ЦБ решение сократить нормы обязательного резервирования дает банкам возможность высвободить значительные суммы, которые в считанные дни также окажутся на руках у населения. На волне общей паники даже в том случае, если банки будут бесперебойно удовлетворять требования вкладчиков, желающих вернуть свои деньги, доверие к банковской системе вряд ли восстановится в обозримой перспективе. В связи с этим гражданам придется искать иной объект вложения сбережений, "с боем" вырванных из рук надолго потерявших доверие банкиров. Рынок недвижимости представляется практически идеальным объектом подобного рода, благо за последние годы технология инвестиций в жилье освоена россиянами достаточно хорошо (в настоящее время от 20% до 50% покупок на рынке недвижимости осуществляется именно с инвестиционными целями).
Вместе с тем, возможность реализации подобного сценария справедлива лишь отчасти. Прежде всего, это связано с характером выводимых из банковской системы вкладов, ведь подавляющее большинство из них – это суммы, недостаточные для покупки даже самого недорогого жилья. Поэтому основная часть этих средств, скорей всего, будет конвертирована в наличную валюту и осядет по сейфовым ячейкам и "кубышкам". Обладатели крупных банковских депозитов, как правило, более финансово образованны и менее подвержены панике. Осознавая отсутствие (как минимум, на сегодняшний день) видимых фундаментальных причин для краха своих банков, они не намерены торопиться с выводом средств, теряя при этом собственное время и, частично, деньги.
С другой стороны, ситуация в банковском секторе может оказать негативное влияние на участников рынка жилья. Не секрет, что крупнейшие застройщики кредитуются в банках, которые сами прямо или косвенно являются владельцами коммерческой или жилой недвижимости, а также крупными инвесторами в строительство. Затянувшийся дефицит ликвидности заставит банки начать избавляться от подобных "инвестиций", продавая недвижимость или переуступая инвестиционные контракты со значительной скидкой. Учитывая крайне спекулятивный характер рынка недвижимости, а также его откровенный перегрев, подобный демпинг рано или поздно повлияет на сложившиеся цены. В свою очередь, неизбежные при этом отказы банков в кредитах застройщикам еще больше разбалансируют ситуацию, вынудив последних прекратить работы и попытаться любой ценой избавиться от "зависшего" недостроя. Вероятность развития подобного сценария будет зависеть от глубины проблем банковского сектора и объема инвестиционной доли рынка недвижимости, точно оценить которую аналитики пока не в состоянии.
Ряд наблюдателей уже провели параллели между нынешней ситуацией и 1998 годом. К счастью, пока они вряд ли уместны. События 98-го (девальвация и потеря населением своих банковских вкладов) нанесли сокрушительный удар по основе рынка – платежеспособному спросу. Сегодня банковский кризис не привел к массовым потерям средств населением – банки (за единичными исключениями) из последних сил стараются платить, и пока это у них получается. Сценарий 6-летней давности может быть реализован лишь в случае дефолтов крупнейших банков, что на сегодняшний день маловероятно. Таким образом, нет оснований опасаться резкого падения спроса на рынке недвижимости. Единственная опасность, связанная с банковским кризисом, будет связана с предложением, и лежать она будет в плоскости отношений между банками и застройщиками.
Согласно появившейся вчера информации, ряд банков с целью повышения ликвидности уже начали активные продажи имеющейся у них недвижимости со значительным дисконтом – в 20-30%. Некоторые эксперты поспешили заявить, что в течение 2-3 месяцев это отразится на рынке в виде падения цен на недвижимость. Несмотря на теоретическую возможность такого исхода, подобные прогнозы скорей всего преждевременны. Более того, сомнения вызывает и сама информация о начале подобной распродажи – трудно поверить в то, что, испытывая проблемы с наличностью, банки начали избавляться от этих далеко не самых ликвидных активов.
И все же, несмотря на отсутствие фундаментальных причин для полноценного банковского кризиса, российская экономическая специфика не дает поводов для скорого успокоения. А значит, рынок недвижимости вряд ли окажется тихой гаванью, в которой деньги россиян смогут спокойно и без потерь переждать бурю в банковском секторе.