|
Как отметил министр экономического развития и торговли Герман Греф, российский фондовый рынок носит в основном спекулятивный характер и игра на нем "ничего общего с развитием экономики не имеет". "Вся капитализация российского рынка – это 10-15 компаний, которые гоняют туда-сюда", за последний год всего 5-6 компаний вышли на рынок. Греф назвал это катастрофой. По словам министра, необходимо всерьез заняться проблемой капитализации российского фондового рынка и уже до конца 2004 г. разработать план по развитию соответствующей законодательной базы, снятию административных барьеров и налоговой нагрузки.
Его коллега по кабинету министров, глава Минфина Кудрин, в свою очередь, предложил объявлять важные корпоративные новости не во время проведения торговой сессии, а до или после закрытия рынка, чтобы он "мог спокойно оценить эти новости, а потом уже реагировать". "Инициатива правильная, и она принята в корпоративной этике", – поддержал идею Греф. Государственные чиновники и сотрудники правоохранительных органов, транслирующие негативную информацию, должны понимать, что тем самым они лишают несколько миллионов военнослужащих и пенсионеров определенной части их накоплений, заявил он. По мнению министра, это изменит поведение госчиновников, "допускающих безответственное высказывание в отношении действий по отношению к крупным экономическим агентам". Напомним, что именно такое "неосторожное" высказывание послужило одной из причин недавнего банковского кризиса.
Кроме того, объявление важных новостей в момент торгов создает большую вероятность инсайда, отмечают представители власти. Однако аналитики, признавая, что меры, предлагаемые членами кабинета министров, действительно могут способствовать борьбе с инсайдерской информацией, напоминают одновременно о том, что на российский фондовый рынок гораздо сильнее влияют политические новости, а не корпоративные. Поэтому предлагаемые нововведения вряд ли заметно отразятся на его работе. Впрочем, если правительство всерьез возьмется за решение данной проблемы (а настроено оно, похоже, вполне решительно), не исключено, что последствия все же будут достаточно существенные. Вот только не обязательно именно такие, какие декларируются. Слишком часто у нас, к сожалению, благие и с экономическо-теоретической точки зрения вполне правильные намерения государства на деле извращаются. За примером далеко ходить не надо – та же пенсионная реформа в этом смысле вполне показательна, и вовсе не фондовый рынок виноват в том, что она забуксовала.