Люди помешались на необычных памятниках

Читать в полной версии →
Когда-то памятники воздвигались правителям и героям. Потом все изменилось – и вот уже в Питере воруют Чижика-Пыжика, в Цюрихе гладят на счастье левую половинку памятника попе, а в Москве собираются увековечить сырок "Дружба"




"А это что за голая девица на камне?" – воскликнула тетка Лена, рассматривая фотографии, сделанные во время путешествия по Европе. "Это памятник Русалочке, – объяснили ей, – персонажу сказки Андерсена. Находится в Копенгагене". "Хм, – удивилась тетка, – разве можно русалочкам памятники ставить? Да еще каким-то персонажам?". Тетке Лене было чему удивляться – всю свою сознательную жизнь она прожила в захолустном городке, где кроме памятников Ленину никаких других не было. Когда-то там еще стояла парочка тов. Сталиных, но их, после разоблачения культа личности, снесли. Впрочем, нет, еще один памятник в городке все же был – бронзовый бюст, который торжественно установили (еще при жизни) теткиному земляку – дважды Герою Соцтруда. Так что тетка Лена твердо знала: памятники ставят только вождям и героям. Да что там – у нас вся великая страна любовалась подобными "произведениями искусства"!

Тут самое время коснуться истории возникновения памятников вообще. Как полагают историки, древнейшими предтечами памятников, запечатлевающих конкретных лиц, были амулеты и иные скульптурные изображения антропоморфных существ, которым приписывалась магическая сила. Скорее всего, целью первобытного скульптора было изваять мифологическую прародительницу своего племени. Постепенно эти изваяния приобретали все более и более реалистические очертания. Как пишет профессор Владимир Успенский, "параллельно с приближением изваяний к человеческому обличью происходило становление культа предков. Теперь магической силой наделялись уже не мифологические прародительницы и прародители, а реальные лица, скончавшиеся на памяти скульптора и пребывающие на момент изготовления памятника в своей посмертной ипостаси (в виде духа, души и тому подобное). И изваяния, сохраняя культовый характер, стали изображать этих конкретных, реальных лиц". С появления таких изваяний начинается история памятников. Современная же форма памятника, по мнению искусствоведа Эндрю Баттерфилда, сложилась в Древнем Риме. Это были либо чисто архитектурные объекты, такие как обелиски и триумфальные арки, либо скульптурные изображения. Все эти памятники еще в значительной степени сохраняли свою культовую окраску – триумфальные арки посвящались богам и освящались, императоры тоже причислялись к божественному рангу. Позже статуи воздвигались почти исключительно полководцам и законодателям, а потом и политическим деятелям.

Собственно говоря, Советский Союз практически вплоть до его развала являлся продолжателем римских традиций в установке памятников, тогда как другие государства от этой традиции давно и благополучно отошли: возводить памятники начали не только вождям и героям, но и животным, литературным персонажам и даже предметам.

В мире существует немало памятников литературным героям: д'Артаньяну в Париже, бременским музыкантам в Бремене, Дон Кихоту и Санчо Пансе в Мадриде. Увековечены в металле или камне Том Сойер, Робин Гуд, Вильгельм Телль, Тиль Уленшпигель. В маленьком итальянском городке Коллоди поставлены памятники Мальвине и Пиноккио, и на памятнике озорному мальчишке высечена такая надпись: "Бессмертному Пиноккио – благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет". В Копенгагене на камне у моря сидит уже упомянутая Русалочка, и т.п.

В нашей стране после окончания эпохи развитого социализма количество памятников героям, рожденным писательской фантазией, растет с необычайной скоростью. В Петербурге есть памятник Носу из повести Гоголя (тому самому, который сбежал от майора Ковалева), а также памятник Му-Му, которую, правда, утопили в первопрестольной: его открыли в ознаменование 150-летия выхода в свет в журнале "Современник" рассказа Тургенева. Теперь на площади имени писателя на фоне дворницкого фартука Герасима и его безразмерных сапог лежит грустная собака. Питер вообще богат памятниками персонажам книг и стихов. Рядом с площадью Искусств стоит бронзовый Остап Бендер (памятники великому комбинатору есть в Калмыкии – в Сити Чесс, и в Краснодаре), на Фонтанке пьет "водку" Чижик-Пыжик (которого периодически воруют), а на Балканской площади прохожих приветствует бравый солдат Швейк. В городе Пушкине открыт всем ветрам флюгер "Золотой петушок" – напоминание о пушкинской сказке... Но, видимо, самый оригинальный "литературный" памятник находится в Екатеринбурге, где впервые в мире был установлен памятник… Человеку-Невидимке. Стоит персонаж романа Герберта Уэллса возле Областной научной библиотеки им. Белинского и представляет собой бронзовый постамент с отпечатками босых ног.

Не меньшей популярностью пользуются памятники различным представителям фауны. В большинстве случаев они были воздвигнуты в ознаменование особых заслуг животных перед человеком. Так, в Великобритании существует памятник животным – героям войн, "проявившим храбрость под огнем" и своей преданной службой "помогшим делу победы". Мемориал состоит из барельефа с изображениями лошадей, слонов и собак и двух бронзовых статуй мулов, нагруженных боеприпасами. В войнах на стороне Великобритании принимали участие лошади, мулы, слоны, голуби, медведи, дельфины, обезьяны, собаки и даже светлячки. Впрочем, что там светлячки – в Австралии в бронзе увековечена... моль! Дело в том, что в свое время первые переселенцы завезли с собой кактусы, намереваясь строить из них живые изгороди, но растения пошли в рост так быстро, что фермеры не успевали с ними бороться. Пришлось завозить из Бразилии кактусовую моль, которая и справилась с сорняками. На территории Пражского университета красуется памятник лягушке, в датском Орхусе рядом с городской ратушей установлена гранитная композиция, посвященная свинье. В Солт-Лейк-Сити (шт. Юта, США) имеется единственный в мире памятник чайке. По преданию, эта птица спасла от саранчи урожай обитателей первых поселений мормонов. Памятник воробью украшает американский Бостон. В Риме поставлен памятник гусям – согласно легенде, именно они спасли город от нашествия неприятеля, разбудив посты охраны своим гоготом. Памятник кошке красуется в Париже перед Сорбонной. В нашей стране есть памятник козе, установленный в Урюпинске (город славится знаменитыми платками и шалями из козьего пуха). В Тамбове поставлен памятник волку (не так давно "тамбовский волк" был украден). В Пушкинских Горах можно увидеть памятник зайцу... Однако наиболее известны памятники собакам. Как, например, тот, что установлен по указанию академика Павлова в Колтушах – этим выражено признание человека животным, постоянно использовавшимся в опытах. Кроме памятника жертве опытов ученого, в России есть "Памятник преданности" – у обочины Южного шоссе Тольятти сидит на постаменте овчарка и смотрит на дорогу, словно кого-то ждет. А в Вологде имеется скульптурная группа: фонарный столб и задравшая около него ногу дворняжка (памятник установлен в честь электрификации города).

Оказались достойны увековечивания и продукты питания. Так, в германском округе Гарц на постамент воздвигнут картофель. В Канаде в одном маленьком городе поставлен памятник украинской галушке, наколотой на вилку. Российский поселок Птицеград, что под Сергиевым Посадом, украшает памятник яйцу. Вскоре в Москве планируется открыть памятник плавленому сырку "Дружба"...

Бывают и вовсе удивительные скульптуры. Один из самых странных памятников красуется в Цюрихе. Во дворе местного аббатства в бронзе увековечена... попа. Местные жители уверяют, что если погладить левую половинку попы и загадать желание, то оно обязательно сбудется. В Париже возле вокзала Сен-Лазар установлен памятник рассеянному пассажиру: громоздящиеся друг на друга чемоданы, которые кто-то позабыл. В городке Портофио на берегу Лигурийского моря установлен памятник мусору – цементный блок с вмонтированными туда старыми туфлями, бутылками, консервными банками и т.д. В западногерманском городе Бедкеза есть монумент во славу домохозяйкам. Во Львове в бронзе запечатлели улыбку... В России тоже хватает забавных памятников: в городе Мышкине – валенку, в Димитровграде Ульяновской области – российскому рублю (по замыслу авторов, он символизирует "единство государства и его денежной единицы"). А в центре Томска появился памятник неудачливому любовнику, который вполне соответствует своему названию: за карниз над крыльцом местного Дома союзов уцепился застигнутый врасплох мужчина в одних трусах. В Сочи, Бердянске Екатеринбурге и Омске установлены памятники водопроводчикам. Во Владимире открыт первый в России памятник представителю не менее достойной профессии – дворнику. В будущем ожидается появление памятника Последнему Челноку в городе Багратионовск Калининградской области...

Вадим САМОКАТОВ |
Выбор читателей