Путешествие на самом загадочном поезде. Фотогалерея
Фото Сергея Грузинцева |
Загадки тут начинаются от самого начала маршрута – станции Казанской железной дороги с характерным названием Кривандино. Ну скажите, кто мог предугадать, основывая много веков назад одноименную деревню, нынешнюю железнодорожную кривизну в виде ответвления на Рязановку? Следующая загадка – расписание пассажирского поезда по однопутке Кривандино – Рязановка. Оно, конечно, есть. Но на самом деле, нигде его в точности нет. В Интернете то тут, то там попадаются варианты – ни один из них впоследствии не оказывается правильным. На Казанском вокзале о нем и вовсе не ведают, а советуют звонить сразу в Кривандино.
Фото Сергея Грузинцева |
Мы не знаем, откуда такое название у нас, говорит продавщица магазина "Мещера", и многозначительно добавляет: "Это надо в глубину лезть". Вот мы и полезем в глубину. Два стареньких плацкартных вагончика и тепловоз у низкой платформы – самое уютное средство для погружения в мещерские территории. Легендарный пассажирский состав здешней однопутки. В свое время здесь бегали трофейные вагоны из Германии с красными кожаными креслами, словно в самолете. Но это уже легенды.
Фото Сергея Грузинцева |
Впрочем, несколько больших остановок тут все-таки имеется. "Вот вы фотографируете все время, а лучше переезд, закрытый в Пожоге, снимите", – неожиданно обращается к нам проводница. Пожога – поселок небольшой, почти все работают на этой дороге, а переезд закрыли, ни "скорая помощь" не доберется, ни автолавка. Дорога к переезду, между прочим, грунтовая, и не в сезон проехать трудно.
Фото Сергея Грузинцева |
Десять лет назад дорога испытала невиданный наплыв пассажиров. Даже из Москвы по выходным пустили прямой поезд. Объяснялось просто – дачи. Сегодня москвичи бросают участки на месте болот или ездят к ним на личном транспорте, дачников стало куда меньше. Однако они есть, в этом мы самолично убедились на обратном пути.
Фото Сергея Грузинцева |
Узкоколейные пути заполнены дребезжащими вагонами – "торфушками", невиданные механизмы и приспособления для разгрузки, погрузки, долбления, размельчения породы. Можно без декораций снимать фильм о будущем Земли после ядерной войны. Торф, торф, торф – он везде: на земле, под землей, в воздухе тоже стоит кисловатый торфяной дух. Отсюда во все стороны света расходятся пути торфоразработчиков, и сюда же стекаются обратно. Три тысячи населения, пара магазинов, клуб, школа, новая церковь в приспособленном помещении. В центре поселка приземистые дома ярко-химического окраса и, почему-то, с колоннами.
В нескольких километрах от Рязановки – развалины огромного как средневековый замок древнего монастыря – Николо-Радовицкого. Там, среди мещерских болот, на Святом озере, стоят, грозясь ежесекундно обвалиться, краснокирпичные братские корпуса с высоченной Надвратной церковью, стены от Покровского собора, ископанного внутри кладоискателями, и самая старая постройка восточного Подмосковья – уникальная башенная церковь Акима и Анны XVII века. Никому из власть имущих нет дела до остатков архитектурного великолепия, которое посещали когда-то и Петр I, и Сергей Есенин.
Фото Сергея Грузинцева |
Нам пора обратно. Около поезда копошатся люди с тележками и рюкзаками – небогатые дачники, для которых однопутка – большое подспорье. Вокруг Рязановки есть дачные товарищества разных научных учреждений, а ученые у нас на дачу на машине ездить не могут. С каждой остановки мы собираем и местную молодежь, что едет от родителей к местам учебы или работы, другие просто возвращаются от родственников. Подлинный российский интернационал, смычка города и деревни, поселка с пригородом – такова здешняя однопутка, или самая душевная дорога Подмосковья, как ее еще иногда называют.
В общем, тайн и загадок вкупе с рекреационным ресурсом у "дороги жизни" хватит на всех, лишь бы ее не закрыли.