ФОТО: chichkan.com |
На сегодняшний день Илья Чичкан – один из маститых представителей украинской contemporary art-тусовки. Несмотря на то, что большинство его творческих выходов на публику – это шутливое и провокативное шоу, взывающее желание улыбаться и радоваться просто во имя улыбки и радости, выставка "Психодарвинизм" все же имеет все основания претендовать на насмешку не легкомысленную, но символическую и даже своевременную.
В своих работах Чичкан руководствуется революционным скрещиванием теорий Дарвина и Фрейда. В результате появляется психодарвинизм – учение, в котором постулируется, что обезьяну в человека превратил не труд, а эмоции, секс и война. На выставке у Гельмана представлены большие портреты шимпанзе со вторичными половыми, а также социальными признаками человека: обезьяны-порномодели, обезьяны в военной форме, обезьяны-герои. Зрители также увидят видеоинсталляцию и объект, посвященные проблемам психодарвинизма.
Идея антимилитаристской сатиры с обезьянами в главных ролях не нова. В 1930-е годы немецкий дадаист Джон Хартфилд создал серию антинацистских плакатов-коллажей, центральной фигурой которых был Гитлер-шимпанзе. На Украине пионеркой "обезьяньей темы" считается киевская художница Татьяна Гершуни, которая в 90-е годы написала серию работ под названием "Обезьяний алтарь". Да и сам Чичкан был застигнут за художественно-зоофилической нежностью к обезьянам в своем фото-видео проекте с Питером Виржиковским, где милые животные были наряжены в спортивные костюмы.
В последнее время обезьяны – излюбленная тема этого известного киевского хулигана и забияки (до того украинский художник увлекался щенками, а еще раньше – кроликами). Некоторые продвинутые жители Украины даже высказываются в том смысле, что чичкановские человекообразные уже несколько притомили. Но нашему зрителю широконосые и лопоухие обезьяны, разряженные в военную форму и розовые платьица (а порой и вовсе обнаженные), безусловно, в новинку. Впрочем, определенные представители арт-тусовки убеждены: "Все, что делает Чичкан – это всегда свежо, талантливо, ярко и модно". Другие всерьез полагают, что каждая обезьянка – своего рода автопортрет мастера: "У Чичкана нестандартный подход к стандартным темам. Я бы не выстраивал восприятие этой выставки с глубокого метауровня, не искал бы здесь особой метафизики, да ее и не нужно. Того, что есть вполне достаточно. Это очень приятная выставка. Это не просто игра Чичкана с идеей, но игра Чичкана с самим собой. Возможно, это даже авторефлексия, и все эти обезьянки – Чичкан в разных ипостасях". А кто-то усмотрел в произведениях суровую правду жизни: "Мне казалось, что это просто стеб, а это все-таки больше, чем стеб. В этом мундире могло быть все, что угодно, даже рыбы. Но именно эти трогательные обезьянки похожи на морского пехотинца, генерала и адмирала. Если бы про обезьянок не написали в пресс-релизе, можно было и не понять, что перед нами именно они. На картинах изображены люди. А то, что они волосатые, ну так от долгой службы и не такое бывает".
Сам же автор не усматривает в своей затее никаких концептуальных сложностей: "Я обожаю идиотизм. Чем больше я старею, тем сильнее идиотизм меня возбуждает. Я стараюсь сделать что-то дурацкое, но все в этом усматривают некую серьезность", – уверяет художник.
С 23 ноября в Галерее Гельмана