Мистер Бин задерет подол старушке Европе

Читать в полной версии →
Инфантильный придурок в коротких коричневых брючках и заношенном твидовом пиджачке возвращается. Мистер Бин как он есть – асоциален, асексуален и трогательно наивен. Вот такие и учат юмору будущих премьер-министров


ФОТО: imdb.com



Всемирно известный британский комик Роуэн Аткинсон сообщил о том, что местом действия его нового фильма "Бин 2" станет одна из стран континентальной Европы. Все возвращается на круги своя: испробовав прочие роли, Аткинсон так и не смог избавиться от главного дела своей жизни – быть Бином и забавлять публику производимыми вокруг бедствиями и разрушениями. Неоднократно высказываемое комиком желание покончить с темой мистера Бина, к радости широкой публики, не воплотилось в жизнь.

Когда трое выпускников Оксфорда Ричард Кертис, Говард Гудел и Роуэн Аткинсон летом 1979 г. направились в автофургоне на ежегодный театральный фестиваль в Эдинбурге, мало кто мог предсказать успех, ожидавший в недалеком будущем этот триумвират. Ведь именно в той поездке родились первые замыслы комедийного сериала "Мистер Бин", начавшего в 90-х годах прошлого столетия свой победный марш по голубым экранам. Кто бы мог тогда подумать, что выдуманный тремя молодыми британцами инфантильный придурок в коротких коричневых брючках и заношенном твидовом пиджачке станет обладателем рекордного и до сих пор не превзойденного рейтинга для продукции ВВС всех времен.

Сначала не все было гладко. В 1980 г. сольные выступления комика Аткинсона в Нью-Йорке были приостановлены на три недели после обвинений в "туалетном юморе", выдвинутых американской критикой. Мочила Бина в сортире ни много ни мало сама New York Times. Нынче актер вспоминает об этой бесплатной рекламе с нескрываемым удовольствием.

А ровно через 10 лет мистер Бин начал триумфальное шествие по британским телеэкранам. Еще через 5 лет критика уже наперебой величала Аткинсона "новым Чаплином" и главным экспортным комическим продуктом Британии. Любопытно, что большую часть своих ранних "туалетных" наработок комик перенес на большой экран. По большей части они действительно смешны, и ныне критики сдержано предпочитают называть это "физиологическим юмором".

Все, что связанно с традиционными элементами британского быта и образа жизни, трепетно переносится Аткинсоном (который обычно является соавтором-сценаристом) в свои комедии. Хрестоматийные символы: шотландские гвардейцы, рождественские индейки, сельские ярмарки, не говоря уже о Ее Величестве с Наследным Принцем – так и кишат в его кинематографических работах. В фильме "Джонни Инглиш" символы эти были использованы настолько густо и эпатажно, насколько это вообще возможно в жанре "пародия на пародию". Критика очень холодно отнеслась к такой прямолинейности, а публика – нет. Фильм сделал неплохие сборы; кроме того, в Лондоне были разработаны туры по местам съемок – для тех, кто предпочитает посещать Вестминстерское аббатство именно как место, где Аткинсон-Бин-Инглиш прилюдно задрал мантию и снял панталоны с самого архиепископа Кентерберийского. Давайте пофантазируем на эту тему и представим себе отечественный сериал, где капитан ФСБ по имени, скажем, Ваня Русский в Большом кремлевском дворце во время инаугурации обнажает пространство пониже спины у, только предположим, патриарха... Да, что и говорить, трудно переносится знаменитый английский юмор на нашу почву.

Кстати, в фильме за этот и другие подвиги Джонни Инглиш удостаивается Ее Величеством звания рыцаря. Этот эпизод может оказаться пророческим, так как Аткинсон уже перешел ту заветную черту международного признания, за которой британским деятелем культуры полагаются рыцарские награды. Во всяком случае, если что, небольшой родовой замок будет новоиспеченному рыцарю вполне по карману.

А пока будущий сэр Роуэн Аткинсон ведет тихую жизнь в сельской местности близ Оксфорда в окружении жены и двоих детей и аристократической (ныне запрещенной) охоте на лис предпочитает коллекционирование дорогих спортивных автомобилей.

Роуэн Аткинсон, говорит, что открыл главный закон любой немой комедии, а именно: ее главный герой должен быть асоциален, асексуален и трогательно наивен. Справедливости ради надо сказать, что все без исключения говорящие герои Аткинсона проигрывают его практически немому персонажу, который иногда лишь невнятно рычит свое имя неестественно низким голосом. После успеха первого сериала можно было одевать актера в одежды викария, британского офицера времен Первой мировой войны, секретного агента Ми-5... что бы он ни делал, из-под любого костюма выпирали коротенькие брючки непредсказуемого Бина, и получалось смешно.

Успех своего персонажа сам актер объясняет очень просто: внутри взрослого Бина сидит (и действует) девятилетний ребенок. Не удивительно, что дети составляют значительную часть аудитории поклонников комика, который в своем, в общем-то, взрослом юморе часто опасно подходит к границам допустимого для семейной комедии, но не переступает через них. Наверное, детям также импонирует, что с мистером Бином им становится доступным настоящий взрослый юмор, где в главном герое положительные черты густо сплелись с эгоизмом, мстительностью и полной безответственностью за совершаемые поступки. В общем – Карлсон для взрослых и все тут.

Кстати, одним из первых детей, имевших возможность оценить таланты Аткинсона, был не кто иной, как нынешний премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Тони и Роуэн ходили в одну подготовительную школу, где юный Аткинсон, по его собственным воспоминаниям, получил первый опыт выступления на публике, веселя подготовишек. Правда сам актер говорит, что его детские воспоминания о будущем премьере носят смутный характер.

Иван ХЛУДОВ |
Выбор читателей