|
Сейчас лондонская серия считается шедевром, а шедевры, как известно, никак не могут обойтись без тайн. Кому поручена разгадка? Ну, разумеется, молодым ученым, мало что смыслящим в живописи, однако безошибочно чувствующим неизведанное. Группа специалистов из Бирмингемского университета занялась картинами Моне с целью восстановить химический состав атмосферы урбанистического Лондона конца XIX в., где прогресс дошел до монструозных форм. Фабрики коптили небо так, что солнце было подчас просто невозможно разглядеть. Моне просиживал целыми днями на террасе, чтобы дождаться должного освещения – и ведь дождался! Очевидно, на месте художник сделал наброски, а закончил картины уже дома, во Франции.
Так вот, судя по всему, его работы – суть лучшее свидетельство экологии тех времен. Исследователи установили точное время (по солнцу), когда художник писал "Темзу", затем по различным источникам вычислили день, месяц и год его визита на Альбион. Voila! – у них в руках оказался живой образец атмосферы 1899 г. – не какая-то там фотография, а настоящая вырезка из лондонских облаков.
Что творилось в этих облаках, химии до сих пор не известно. Есть, конечно, пара соображений, но и они основаны на хлипких теориях и представляют собой скорее заплатки на классической науке. Моне откроет ученым механизмы рассеяния света в атмосфере, поможет определить состав частиц смога и даже подскажет физические характеристики фабричного тумана.
"Эта информация дает нам возможность подробно изучить экологический кризис в Лондоне начала XX века", - говорит д-р Джекоб Бейкер, автор проекта. Его команда уже получила кое-какие результаты и опубликовала статью в вестнике Королевского научного общества.