|
Напомним, накануне и сразу после проведения референдума некоторые западные и российские эксперты поспешили предположить, что Тирасполь-де подставил Москву, а Молдавия, которая является членом блока ГУАМ, побежит интегрироваться с НАТО еще более ускоренными темпами. Наиболее ретивые пугали даже политической изоляцией России и дальнейшим ухудшением отношений с Западом. Этот "железный" аргумент выдвигается всякий раз, когда РФ пытается делать более-менее осмысленные шаги в сфере международной политики.
Однако события стали развиваться совершенно по иному сценарию. На фоне широкомасштабной конфронтации с Тбилиси наметилось значительное потепление в российско-молдавских отношениях.
В минувший вторник в Москве прошла "неформальная, но продуктивная" встреча глав МИД Молдавии Андрея Стратана и России Сергея Лаврова. На следующий день в Кишинев отправился министр образования и науки РФ, сопредседатель межправительственной российско-молдавской комиссии по экономическому сотрудничеству Андрей Фурсенко. Показательно, что в поездке российского министра по Молдавии его сопровождал лично президент Владимир Воронин.
Одновременно в Кишинев и Тирасполь отправился заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, ответственный за возвращение сторон к приднестровскому урегулированию. Оно оказалось фактически замороженным с марта, после того, как в Кишиневе и Киеве ввели, под видом изменений правил таможенного оформления грузов, экономическую блокаду Приднестровья. Эти меры оказались неэффективными вследствие позиции, занятой Россией, и не принесли Молдавии никаких дивидендов. Возвращаться к переговорному процессу все равно придется, однако теперь уже, после проведения приднестровского референдума, в новых условиях – и это, кстати, прежде всего в интересах самой Молдавии. В случае достижения прогресса по ключевым направлениям двусторонних отношений, по некоторым данным, в ноябре может быть рассмотрен вопрос о возобновлении экспорта молдавского вина в Россию.
Улучшение двусторонних отношений непосредственным образом сказалось и на позиции официального Кишинева относительно российско-грузинского межгосударственного конфликта. Казалось бы, Молдавия должна была бы одной из первых поддержать позицию своего союзника по ГУАМ, как это сделал Борис Тарасюк и некоторые другие видные представители "оранжевой" власти на Украине. Однако официальные лица в Кишиневе воздержались от прогрузинских сентенций, а когда депутаты от оппозиции попытались протащить в парламенте заявление, осуждающее санкции Москвы против Тбилиси, их инициатива была заблокирована правящим большинством (к которому относится и президент Воронин).
Конечно, "ястребы" никуда не делись. "Молдавское руководство должно воспользоваться готовностью США и НАТО активно и решительно вмешаться в российские вотчины, особенно если учесть, что за спиной Кишинева стоит Румыния – верный союзник США и НАТО", – пишет влиятельная кишиневская газета, орган Христианско-демократической партии. Дальнейшие провокации отнюдь не исключаются, как и давление Запада: вспомним тот финт, который выкинул президент Воронин в 2003 г., отодвинув выгодное для Кишинева урегулирование приднестровского вопроса теперь уже, наверное, на очень далекую перспективу. В то же время молдавские власти начинают понимать: антироссийской риторикой, демонстративной "дружбой" с Саакашвили и Ющенко, вступлением в различного рода сомнительные альянсы, инициированные извне, своих проблем не решить.
Очевидно, желая перехватить инициативу у Москвы, одновременно с российской дипломатией активизировалась на приднестровско-молдавском направлении ОБСЕ. Председатель этой организации Карл де Гухт представил в минувший вторник Кишиневу и Тирасполю новые предложения по урегулированию конфликта, основанные, как сообщается, на опыте Бельгии. Российский представитель дипломатично не стал комментировать предложения ОБСЕ, которые вряд ли окажутся адекватными приднестровской ситуации.
Напомним, Бельгия – некогда унитарная страна, где компактно проживает 60% фламандцев, 39% франкоязычных валлонов и 1% немцев, в результате последовательно проводимой децентрализации превратилась в сложно управляемую де-факто конфедеративную структуру, имеющую тенденцию к окончательному распаду. Эффективно функционирующих конфедераций в мире вообще-то не существует, рано или поздно они или становятся одним государством или распадаются на составные части (Сербия и Черногория дают свежий тому пример). Исключением является Швейцария, но это – особая статья (к тому же конфедерация она только по названию, а де-факто – федерация).
Конечно, хорошо, что предложения ОБСЕ на этот раз являются хотя бы компромиссными, ведь до последнего времени эта организация и слушать не хотела об ином варианте, кроме унитарного молдавского государства. Стремление же пересадить бельгийский опыт на приднестровскую землю, так же как и попытки мирить карабахских армян с азербайджанцами по "аландской модели" (шведская автономия в Финляндии), представляются заведомо утопичными. Европейцы не учитывают всю многомерность, сложность, а главное – цивилизационный фон конфликтов постсоветского пространства, кардинально отличающий их от соседских разборок фламандцев с валлонами или шведов с финнами.
Тем не менее, динамика урегулирования приднестровского конфликта, которую мы наблюдаем в последние дни, может создать важный политико-правовой прецедент в решении так называемых "замороженных конфликтов" (помимо Приднестровья, это еще Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах). Связана эта динамика прежде всего с позицией российской дипломатии. Весьма важно отметить, что наметившееся сближение с Кишиневом происходит ни в коем случае не за счет Приднестровья. Знаковым здесь можно назвать высказывание Григория Карасина после встречи с Игорем Смирновым о том, что переговоры по приднестровскому урегулированию теряют всякий смысл, если они не ведутся равноправными сторонами. Оценивая итоги референдума о внешнеполитическом курсе Приднестровья, Карасин сообщил, что данный факт следует расценивать как положительный и относиться к нему со всей серьезностью. По словам российского дипломата, в решении вопросов о приднестровском статусе следует ориентироваться на мнение заинтересованных сторон, т.е. Молдовы и Приднестровья.
Это очень важно и для других конфликтов. Процесс вялотекущего карабахского урегулирования, например, тормозится из-за того, что официальный Баку упорно отказывается признать Нагорно-Карабахскую Республику полноправной стороной переговоров. Категорически отвергают в Азербайджане также идею о проведении повторного референдума относительно статуса Нагорного Карабаха. Аналогии с Приднестровьем, где такой референдум провели и с его итогами считаются даже те, кто публично их не признает, очевидны. И здесь позиция Москвы, не допускающая двойных стандартов, могла бы сыграть определяющую роль.