|
В своем докладе он отметил, что приложенные с момента запуска проекта усилия дали определенные результаты: за прошедшие девять месяцев в УрФО сдано на 23% больше жилья, чем за аналогичный период прошлого года. Всего в России было построено на 12% больше жилья, чем в 2005 году. При этом не только в УрФО, но и в стране в целом удалось превзойти уровень 1990 г. по сдаче жилья. Однако проблем, которые еще предстоит решить, немало.
Одной из таких проблем, которая до сих пор не позволяет сделать недвижимость действительно доступной, является отсутствие гарантий и субсидий со стороны государства. По мнению Медведева, мало выдавать их только субъектам Федерации - не меньше они нужны самим застройщикам и коммунальным структурам. При этом он критически оценил работу адресатов таких субсидий и гарантий, заметив, что на федеральном уровне поправки приняты, а вот в большинстве субъектов федерации до сих пор не внесены соответствующие изменения в бюджеты, "хотя куча субъектов на такие гарантии рассчитывают". Кроме того, до сих пор не проведен конкурсный отбор банков, которые могли бы стать инвесторами национального проекта. В первую очередь успех реализации проекта "Доступное жилье" в России зависит от того, насколько успешно он развивается на местах. "...тот, кто активен, тот и добивается успехов, строит много и по разумным ценам. А у кого участки земли превращены в коррупционный капитал, а промышленность стройматериалов находится в депрессии в последние годы, ситуация сама по себе отвратительная и цены растут", — заявил Медведев.
Еще один острый момент жилищной реформы - расселение жильцов из строений, подлежащих сносу из-за ветхости и освоение инвесторами уже застроенных территорий. По словам вице-премьера, "только что Госдума приняла поправки в Градостроительный кодекс и другие законодательные акты, которые предусматривают создание правового механизма развития уже застроенных территорий. Этот механизм позволит за счет инвестора обеспечить расселение граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах, при этом инвестор должен получить земельный участок для строительства нового жилья и обеспечения его инфраструктурой, в том числе, возможно, и без проведения торгов". Медведев считает, что в настоящее время мест под точечную застройку практически нет, кроме того, ощущается дефицит строительных мощностей. Поэтому необходимо изменить сам подход к строительству: дать возможность инвестору создать площади для комфортного проживания людей, а ответственность за развитие инфраструктуры в новых жилищных комплексах возложить на местные власти и делать это из местных бюджетов. Это позволит увеличить число строительных проектов на 10-15%.
На заседании в Екатеринбурге встал и вопрос цен на жилье. В ходе дискуссии между застройщиками, риелторами и другими участниками совещания стало ясно, что причин для роста цен нет, а кивки строителей в сторону поставщиков цемента, которые якобы не обеспечивают потребности объектов и стимулируют ажиотаж вокруг жилой недвижимости, - это просто попытка оправдать желание получить максимум прибыли. Доля цемента в себестоимости квадратного метра составляет около 3-5%, так что даже если бы его дефицит был реальностью, цены выросли бы гораздо меньше, чем получилось на деле. Ситуация эта общая для всей страны, и хотя проблема развития производства стройматериалов существует, основная причина "жилищного бума" не в их нехватке.
А полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе (УрФО) Петр Латышев на том же совещании отметил еще одну проблему - отсутствие четкой градостроительной политики. По его словам, существует ненормальная ситуация, когда 60% жилья вводится за 10 месяцев, а 40% - за оставшиеся два. В этом контексте позитивно прозвучало заявление Медведева о том, что согласно новому законопроекту в январе следующего года будет сформирована единая государственная экспертиза проектной документации и единый государственный строительный надзор.