|
В начале декабря члены Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива заявили о том, что будут развивать ядерную энергетику. Обзавестись мирным атомом решили также Алжир, Египет, Марокко и Тунис, причем уже провели соответствующие переговоры с МАГАТЭ – агентство одобрило их замыслы и даже пообещало техническую поддержку. Конечно, такая легкость сопутствует не всем: например, работы Ирана по созданию собственной ядерной энергетики уже много лет встречают ожесточенное сопротивление со стороны США и их союзников. Тем не менее опыт показывает, что все желающие приобщиться к мирному (и даже не очень мирному) атому рано или поздно достигают своей цели. Соответственно растет и рынок ядерных товаров и услуг. Немалую долю на нем имеет наша страна, которая недавно на пару с Казахстаном объявила о том, что совместными усилиями мы намерены занять лидирующее место на рынке атомной энергетики.
С другой стороны, у ряда европейских государств существуют планы по отказу от использования мирного атома – в частности, у Германии, Великобритании и Бельгии. В конце октября премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт на "энергетическом" саммите ЕС в Лахти высказался в поддержку программы свертывания атомной промышленности в своей стране. Таким образом Бельгия подавала пример своим соседям по Евросоюзу. Пример особенно впечатляющий, поскольку об отказе от ядерной энергетики заговорила страна, занимающая третье место в Европе по доле мирного атома в энергобалансе. Тем не менее правительство решило с 2015 г. поэтапно закрыть все семь действующих АЭС. Чем Бельгия планирует восполнить такую брешь в энергобалансе и что она предлагает в этой связи своим соседям? Известно что - энергосберегающие технологии, использование альтернативных источников энергии (то есть солнце, ветер и воду), а также диверсификацию поставщиков углеводородного топлива. Верхофстадт, в частности, указал участникам саммита на необходимость увеличения объемов поставок сжиженного газа с африканского континента.
Парадокс: от ядерной энергетики отказываются нетто-импортеры нефти и газа, а страны-экспортеры, напротив, стремятся обзавестись этим благом. Спрашивается, зачем ядерная энергетика Саудовской Аравии – мировому лидеру по экспорту нефти, Ирану, который располагает вторыми в мире запасами газа, Алжиру, являющемуся одним из крупнейших поставщиков газа в Европу?.. Но расчет понятен: они, как и Европа, озаботились диверсификацией источников энергоснабжения – в целях обеспечения собственной энергетической безопасности. К тому же "жажда нефтедолларов" подсказывает, что углеводороды лучше поменьше тратить на собственные нужды, а побольше экспортировать. В этом, со своей стороны, заинтересованы и их западные клиенты: если поставщики сократят внутреннее потребление нефти и газа, то импортеры энергоносителей могут рассчитывать на увеличение поставок даже без роста добычи. Ну и, конечно, важным аргументом в пользу развития ядерной энергетики является ее неразрывная связь с высокими технологиями, которые могут дать импульс качественному развитию всей экономики "нефтяных" государств.
Понять отказ европейских стран от ядерной энергетики гораздо сложнее. Основным аргументом тут является не экономический расчет (он приводит к прямо противоположным результатам), а соображения безопасности. То есть, попросту говоря, страхи. Европейцы боятся повторения Чернобыльской катастрофы, боятся того, что террористы захватят ядерный объект, боятся утечек из "могильников" ядерных отходов и т.п. В условиях сильно развитой демократии эти страхи легли в основу деятельности многих природоохранных организаций и нередко становятся важным аргументов в политической борьбе. Справедливости ради следует сказать, что подобное отношение к ядерной энергетике имеет место далеко не во всех европейских странах. Скажем, Франция, где на АЭС вырабатывается почти 80% потребляемой в стране электроэнергии, не собирается отказываться от развития отрасли.
Россия достаточно четко заявила о своих планах в сфере развития мирного атома. В октябре правительство утвердило программу развития атомной отрасли на 2007 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 года. В этот период каждый год будет начинаться строительство двух энергоблоков со сроком строительства пять лет. Таким образом, к 2015 г. должно быть построено 10 энергоблоков общей мощностью 11 ГВт в дополнение к 31 ныне действующему. Финансирование программы предполагается в размере почти 1,5 трлн руб., из которых федеральный бюджет должен выделить чуть меньше половины. В итоге реализации программы доля мирного атома в электроэнергетике страны увеличится с 15,5% до 22–30 процентов. Предполагается, что с 2016 г. развитие отрасли будет происходить за счет собственных ресурсов. А к середине следующего года планируется создать вертикально интегрированный "ядерный холдинг" – Атомпром, в который структурно войдут все предприятия отрасли, в частности Техснабэкспорт (добыча урана), ТВЭЛ (производство ядерного топлива), Росэнергоатом (эксплуатация АЭС).
Правда, и в России есть эксперты, сомневающиеся в правильности выбора ядерной энергетики в качестве государственного приоритета. Так, по расчетам "Гринпис России", бюджетные деньги выгоднее было бы вложить в модернизацию существующих тепловых электростанций, работающих на природном газе. Перевод ТЭЦ на более современные и экономичные парогазовые циклы увеличит их КПД с 30% до 50–80% и позволит при той же нагрузке ежегодно экономить до 50 млрд кубометров газа. Кроме того, модернизация и даже строительство новых ТЭЦ значительно дешевле и быстрее, чем сооружение АЭС, а их эксплуатация не связана с необходимостью где-то складировать отработанные радиоактивные материалы – что является серьезной проблемой нашей ядерной энергетики.
Логика сторонников тепловой энергетики не лишена оснований, однако приоритеты уже расставлены: мирному атому – зеленый свет. И дело тут не только в заботе об обеспечении внутренних энергетических потребностей страны или в хорошей работе российского атомного лобби. Тут замысел стратегический: развитие ядерной энергетики дает России возможность выхода на мировые рынки со своей высокотехнологичной продукцией и услугами. Что и происходит в настоящее время. "Атомстройэкспорт", ведущая российская компания, реализующая межправительственные соглашения о сооружении объектов ядерной энергетики за рубежом, сейчас строит одновременно пять энергоблоков АЭС в Китае, Индии и Иране. Портфель заказов компании превышает $4,5 миллиарда. По оценкам "Атомстройэкспорта", Россия занимает 25–30% мирового рынка атомного строительства. В планы компании входит укрепление и расширение присутствия на мировом рынке ядерной энергетики. Возобновляется сотрудничество с традиционными партнерами в Восточной Европе – Болгарией, Венгрией, Чехией, Словакией. Например, наши атомщики только что выиграли тендер на строительство АЭС в Белене (Болгария). Кроме того, у них появляются новые клиенты: идут переговоры с Турцией и Египтом, изучается возможность сотрудничества с Марокко, ЮАР, Вьетнамом. Гендиректор "Атомстройэкспорта" Сергей Шматко считает, что в ближайшие 15–20 лет Россия может претендовать на сооружение 60 ГВт новых атомных мощностей за рубежом. Наконец, для мирного атома открываются и принципиально новые перспективы развития: недавно было подписано многостороннее соглашения о создании международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР). Так что Европа со своими страхами рискует отстать от жизни. Да и слезть с "углеводородной иглы", не развивая ядерную энергетику, ей вряд ли удастся.