|
Еще в 2003 г. ЕС задался целью либерализировать внутренний энергорынок. Пока дело идет ни шатко ни валко. Сами посудите: легко ли "организовать" конкуренцию между поставщиками энергии внутри силового кабеля или в газовой трубе? К тому же, эту инфраструктуру создавал, как правило, какой-нибудь один энергетический концерн под свои энергоносители, и как запустить туда "чужой" ток или газ? Но Брюссель все это не волнует: уже к июлю 2007 г. должны быть созданы условия, которые позволили бы частным потребителям выбирать поставщика энергии. Обнародованная Энергетическая стратегия ЕС будет представлена на рассмотрение министров энергетики стран-членов в феврале, а в марте ее должны обсудить и утвердить главы стран и правительств ЕС.
Обстоятельства, в которых была презентована стратегия, способствовали повышенному вниманию к ней. Во-первых, с 1 января председателем ЕС на полгода стала Германия – страна, играющая ключевую роль на европейском энергетическом рынке, и Берлин уже объявил выработку общей энергетической политики Евросоюза одним из главных приоритетов своего председательства. А во-вторых, как раз накануне случился российско-белорусский нефтяной скандал, вызвавший кратковременное прекращение поставок нефти в Европу. Это событие возымело настолько сильный возбуждающий эффект, что европейцы готовы встать плечом к плечу, отражая "энергетическую агрессию" с Востока. Презентуя стратегию, Баррозу подчеркнул, что прекращение поставок российской нефти в страны ЕС без предварительных консультаций с ними было "абсолютно неприемлемо". А фрау Меркель заявила, что случившийся эпизод с нефтью ставит под сомнение надежность России как поставщика энергоносителей. То, что такая мысль прозвучала из уст руководителя Германии (главного союзника России в не очень-то дружественном ЕС), говорит о многом. Ангела Меркель даже собралась по этому поводу в Москву: 21 января она "даст понять" России, как подобает вести себя надежным поставщикам нефти.
Так что же предлагает Еврокомиссия? Стратегия преследует две основные цели: развитие конкуренции среди поставщиков энергоносителей и сокращение выбросов парниковых газов.
Поставщикам придется несладко. Их хотят в принудительном порядке отрезать от распределительных сетей. В ЕК считают, что, если концерны являются одновременно производителями энергии и собственниками энергосетей, это приводит к опасности "злоупотреблений" (ценовому произволу) и "дискриминации конкурентов". В целях устранения этой опасности Еврокомиссия будет настоятельно рекомендовать энергетическим концернам продать свои распределительные сети. Подобное "расчленение" больших энергетических компаний уже состоялось в 12 странах ЕС, однако наиболее крупные – германские и французские концерны – упорно сопротивляются политике Брюсселя. На случай продолжения решительного сопротивления планам экспроприации сетей, Энергетическая стратегия предусматривает другой вариант либерализации рынка: передачу распределительных сетей в управление независимому оператору. Кто будет таким оператором – не совсем понятно, однако известно, что Европейская комиссия давно добивается широких полномочий в энергетической сфере. Очевидно, Брюссель ведет дело к тому, чтобы подмять под себя европейскую энергетику – по крайней мере, рынок сбыта. Трудно сказать, хорошо ли это будет для потребителя. Учитывая известную неповоротливость и бюрократизм европейских механизмов, можно предположить, что энергетический рынок "под управлением ЕК" станет давать серьезные сбои.
Все это напрямую коснется и интересов России. "Газпрому" можно будет забыть о своих планах по обретению доступа к распределительным сетям в Европе, а европейские компании, соответственно, не получат доступа к российским месторождениям. И в Брюсселе, очевидно, готовы с этим смириться. Не случайно новая стратегия ЕС предусматривает увеличение поставок углеводородов из стран Ближнего Востока, Каспийского региона, Центральной Азии и Северной Африки, тогда как об увеличении импорта нефти и газа из России речи не идет. Кроме того, приоритетное развитие в ЕС должна получить "альтернативная энергетика". Если ее не развивать должным образом, то к 2030 г. доля импорта энергии в ЕС вырастет с 50% до 65%, говорит Баррозу. Впрочем, эксперты ЕК выдают и более мрачные прогнозы: через 25 лет нефтегазовые запасы стран ЕС и Норвегии могут иссякнуть полностью. И тогда – либо идти на поклон к России, либо надеяться на солнце, ветер и мирный атом. Кстати, стратегия напрямую не рекомендует странам-членам развивать ядерную энергетику, но намекает, что закрытие АЭС (проводимое или намеченное в ряде стран) может "помешать сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу". А это, в свою очередь, может помешать осуществлению второй цели стратегии – экологической.
Эта цель – снижение выбросов парниковых газов – как будто бы не имеет никакой экономической подоплеки. Просто европейцы по-прежнему уверены, что человечество в силах остановить глобальное потепление (хотя научные исследования свидетельствуют о цикличности подобных явлений). ЕС намерен к 2020 г. сократить промышленные выбросы "парниковых газов" аж на 20% по сравнению с уровнем 1990-х годов. Однако и здесь есть серьезный корыстный мотив. Европа не просто заботится о климате – под этим предлогом она хочет построить у себя самую "экологически чистую" экономику. Предполагается, что решение этой задачи стимулирует развитие и внедрение самых передовых технологий, а также приток инвестиций, после чего ЕС сможет задавить всех глобальных конкурентов различными "природоохранными" ограничениями. Например, Киотский протокол уже предусматривает солидные штрафы за превышение страной-участником этого соглашения своей квоты выброса "парниковых газов". А сейчас европейцы активно пытаются внедрить в систему ВТО так называемые "киотские пошлины", которыми облагались бы товары, произведенные в странах, не соблюдающих или не подписавших Киотский протокол. Так сказать, глобальная конкуренция с поправкой на экологию.
В общем, не мытьем так катаньем, Европа хочет стать лидером постиндустриального мира. А заодно – утвердить "диктатуру потребителя" на мировом энергетическом рынке, то есть диктовать свои условиям поставщикам вроде России и посредникам вроде Белоруссии.