|
Ранее было установлено, что наркоманами, злостными курильщиками, любителями спиртного и азартных игр чаще всего становятся те, у кого на поверхности клеток мозга понижено число дофаминовых рецепторов определенного типа - D2. Дофамин обеспечивает человека положительными эмоциями, недостаток которых до сих пор считался главной причиной возникновения различных зависимостей.
Но недавно проведенные исследования показали, что здесь может действовать и иной механизм связи: вызванный мутацией недостаток рецепторов D2 мешает людям учиться на собственных ошибках. Роковая участь - снова и снова наступать на одни и те же грабли - уготована тем, кто стал жертвой генетического изъяна. Разумеется, речь не идет о 100%-й предопределенности, имеет место лишь слабо выраженная тенденция или склонность. Но она, тем не менее, достаточно явственно прослеживается.
Ее выявили в ходе экспериментов немецкие нейробиологи Тилман Кляйн и Маркус Улльспергер, сотрудники Института изучения мозга и когнитивных процессов. Они исходили из полученных их предшественниками данных: пониженное количество дофаминовых рецепторов второго типа проявляется на практике импульсивным поведением и повышенным риском формирования наркотической или алкогольной зависимости. Кроме того, известно: люди с нехваткой рецепторов D2 чаще страдают ожирением, потому что впадают в зависимость от еды и обладают склонностью к азартным играм.
Недостаток положительных эмоций, связанный с нехваткой дофамина, - только одно из объяснений этой тенденции. Немецкие ученые выдвинули иную гипотезу: поскольку дофамин выполняет в головном мозге несколько функций, в том числе и когнитивных, то его нехватка может в равной степени влиять на каждую из них. Не исключено, что пониженное количество рецепторов D2 лишает человека способности извлекать урок из совершенных ошибок и впредь не повторять их.
Эта смелая гипотеза была проверена экспериментом, в котором приняли участие 26 мужчин в возрасте от 25 до 28 лет. У 12 из них была отмечена характерная мутация - так называемая А1, приводящая к снижению числа дофаминовых рецепторов примерно на треть. Опыт делился на два этапа - обучение и контроль. На первом этапе испытуемым предлагалось 140 раз подряд указать один из двух символов, появляющихся на экране. Какой вариант следовало выбирать, определить было невозможно, потому что каждый раз любой из двух символов мог являться условно "правильным".
Участники эксперимента в процессе обучения практически одинаково оценили вероятность правильного ответа. Различия появились на втором этапе исследования, когда испытуемым предстояло применить полученный опыт на практике. И тут выяснилось, что некоторые добровольцы старались запомнить и выбирать правильный вариант, тогда как другие пытались избегать неверных ответов. Способность учиться на позитивном опыте была свойственна практически всем, а вот умение не повторять ошибок - некоторым, и среди них не оказалось людей с мутацией А1.
Получается, что винить наркоманов и алкоголиков в их зависимостях было бы несправедливо: скорее всего, они стали рабами вредных привычек в силу своей неспособности учиться на ошибках и нечаянными жертвами мутации.