|
Экономист Питер Лисон исследовал это специфическое сообщество и изложил свои выводы в статье "Закон и экономика пиратской организации". Ученый подчеркивает, что это была не просто группа отпетых негодяев, а высокоорганизованная команда.
По вполне понятным причинам пираты не могли создать свои или использовать существующие государства для поддержания порядка и налаживания отношений. Тем не менее им удавалось эффективно взаимодействовать со своими собратьями и колониальными властями.
Пираты умели находить общий язык с людьми другой национальности, расы, вероисповедания. Морское братство было открыто для всех. Как показало исследование, экипажи пиратских кораблей были многонациональными и мультирасовыми сообществами. Так, в период с 1715 по 1725 гг. среди искателей приключений, орудовавших в Карибском море, 35% были англичанами, 25% - американцами, 20% - уроженцами Вест-Индии, 10% - шотландцами, 8% - уэльсцами, 2% - шведами, голландцами, французами и испанцами. Попадались среди них также португальцы, скандинавы, греки и даже индусы. В среднем четверть, а то и больше матросов корабля были чернокожими.
Пираты также сумели выработать собственные законы и принципы организации сообщества, основанные на идее разделения власти. Если на военных и торговых кораблях капитан был всесилен, то предводитель морского братства уже был несколько ограничен в своих правах и полномочиях. Пираты ввели в обиход должность квартирмейстера, выполнявшего функции "капитана мирного времени", в то время как обычный капитан руководил командой в походе (именно квартирмейстером был одноногий Джон Сильвер из романа "Остров сокровищ"). Квартирмейстер вершил суд, разбирал конфликты между пиратами и, что очень важно, распределял добычу. Обе руководящие должности были выборными и сменяемыми - капитана могли сместить за жадность, жестокость, непрофессионализм. Решение при этом принималось общим голосованием.
Морское братство также имело своды законов - своего рода конституции, под которыми подписывались все члены экипажа. Перед началом любой экспедиции, требовавшей участия нескольких кораблей, их капитаны заранее договаривались о правилах игры, обязанностях и долях добычи. Существовал даже прецедент, когда один свод законов стал обязательным для довольно крупного региона - так называемый Ямайский наказ.
По словам Лисона, вся вышеописанная система исправно функционировала и была крайне эффективной как минимум на протяжении пиратского золотого века - в период с 1690 по 1730 годы. Суровые морские волки были готовы беспрекословно подчиняться закону, который выработали они сами.