Мир приготовился к экономической катастрофе

Читать в полной версии →
Финансовые власти США определились со стратегией борьбы с экономическим спадом, отдав предпочтение испытанному классическому методу. Поможет ли это в решении проблем – покажет время


Рисунок Олега Локтева



Вчерашний день на мировых рынках ознаменовался очередным финансовым кошмаром, порожденным затянувшимися ожиданиями не то начала все никак не начинающейся рецессии американской экономики, не то всеобщего экономического кризиса. На волне очередной порции негативной информации по США спекулянтам удалось раскачать валютный рынок настолько, что важнейший психологический уровень $1,50 за €1 был преодолен без малейшего сопротивления. Падающему относительно всех основных мировых валют доллару не удалось ни "отскочить", ни "зацепиться". Параллельно с падением доллара активный рост продемонстрировали основные товарные рынки, в первую очередь нефтяной. В ходе вчерашних торгов основной (для России и Европы) индикативный сорт нефти brent преодолел стодолларовую отметку, хотя закрепиться на этом рубеже не смог: торговый день закрылся на уровне чуть выше $99 за баррель.

И все же, несмотря на весь драматизм событий, воспринимать происходящее как предвестие мировой экономической катастрофы преждевременно. По сути, вчерашнее падение доллара было очередным эпизодом продолжающейся не первый месяц общей негативной тенденции. В том, что экономика США будет замедляться и даже, возможно, покажет отрицательный прирост в первых двух кварталах, давно никто не сомневается, и информация, приведшая к вчерашнему падению доллара, не выбивается из рамок общей тенденции. Это вовсе не говорит о том, что не сегодня, так завтра Америка вновь окажется "в шоколаде", но и не свидетельствует о каких-то неожиданностях катастрофического характера.

Куда более важным событием минувшей среды стало выступление в Конгрессе главы ФРС США Бена Бернанке, которого с нетерпением ждали биржевики и инвесторы по обе стороны Атлантики. По сути, их интересовало не то, насколько все плохо в американской экономике (это и так всем известно), а то, как на это "плохо" намерена реагировать ФРС. По большому счету, рынки хотели услышать от Бернанке лишь одно: будет ли Федрезерв и дальше снижать процентную ставку или, убоявшись инфляции (снижение ставок провоцирует рост цен), возьмет тайм-аут.

Глава ФРС в своем выступлении подтвердил приверженность курсу на снижение ставки: опасности замедления экономики снова был отдан приоритет перед инфляцией. По словам Бернанке, кризис в секторе жилой недвижимости распространяется на другие отрасли экономики, что ведет к проблемам на финансовых рынках и замедлению темпов роста потребительских расходов. "Информация, поступившая с момента проведения январского заседания Комитета по операциям на открытом рынке, дает основания для прогноза слабого экономического роста в ближайшей перспективе", – пояснил глава ФРС. Основная стратегия Федерального резерва по выводу экономики из состояния спада строится, как и прежде, в первую очередь на стимулировании экономической активности через удешевление денег. В свое время Алану Гринспену, действуя таким же образом, удалось избавить американскую экономику от рецессии в начале 2000-х, после краха на рынке Hi-Tech. Поможет ли сей испытанный способ на этот раз – не известно. Впрочем, других действенных инструментов в арсенале американских финансовых властей на сегодняшний день, похоже, нет.

Твердость намерений руководства ФРС продолжать снижать ставки приободрила участников фондового рынка – в первой половине американской торговой сессии основные фондовые индексы США находились в зеленой (положительной) зоне. Можно предположить, что, если оптимизм инвесторов в ближайшее время не будет подорван новыми негативными экономическими данными, ситуация на рынках должна стабилизироваться.

Бернанке не обошел вниманием и другой негативный фактор, дамокловым мечом нависающий над американской экономикой, – инфляцию. Глава ФРС признал, что риск инфляции в последнее время резко возрос, но полагает, что сдержать его поможет замедление темпов роста мировой экономики. Это должно понизить цены на энергоносители и продукты питания и, как следствие, инфляцию. У многих подобное утверждение может вызвать сомнения, но в данном случае американские финансовые власти, похоже, намерены принять его за аксиому, дабы сосредоточиться на стимулировании экономического роста через снижение ставок.

Таким образом, Америка определилась со стратегией борьбы с экономическим спадом, отдав предпочтение испытанному классическому методу. Поможет ли это в решении ее проблем – покажет время.

Сергей СЕРЕБРОВ |
Выбор читателей