ФОТО: AP |
Сам Брейвик назвал свои действия "ужасающими, но необходимыми", подтвердив догадку, что двойной теракт рассматривался им как промоутинг своих идей. Как ни цинично это звучит, но манифест вряд ли стали бы изучать, если бы автор просто разослал его по тысяче адресов или убил пару человек. А сейчас читают, потому что масштаб преступления как бы подтверждает серьезность намерений. До событий в Норвегии мало кто знал об "Ордене крестоносцев", учрежденном в 2002 г. в Лондоне, а сейчас публика обсуждает ролик с изложением взглядов Брейвика, выпущенный этим орденом.
Тем не менее, полиция и многие СМИ пытаются объяснить случившее тем, что Брейвик является психом-одиночкой, т.е. вписать эту историю в череду расстрелов случайных людей, которые с известной периодичностью случаются по всему миру. Но двойной теракт в Норвегии – это не выходка человека, решающего свои личные проблемы пальбой в школе или супермаркете, хотя к реальным мотивам этих эксцессов тоже стоило бы присмотреться, потому что у любой тенденции – а здесь тенденция налицо – должна быть серьезная подоплека.
Брейвик не псих-одиночка, но, несомненно, маньяк. Он долго готовился к своей акции, а о его ненормальности свидетельствует только то, что он переступил через заповедь "Не убий" и ради "защиты европейских ценностей и христианства" отправил на тот свет несколько десятков человек. Его записки содержат не только технические детали подготовки к теракту, но и специфический анализ культурно-политической ситуации в Европе, который, по сути, не слишком отличается от того, что можно встретить не только в блогах, но и во вполне респектабельных изданиях.
Достаточно симптоматично, что мотивом для его зверской акции стало неприятие политики мультикультурализма, которая становится все менее популярной в Европе. Если в начале нулевых выход Ле Пена во второй тур президентских выборов стал шоком для Франции, то сегодня его дочь устойчиво занимает второе место во всех рейтингах. О провале мультикультурализма открыто говорят первые лица Германии, Великобритании и Франции. Европа явно устала от собственной толерантности, о чем свидетельствует латентный национализм, заявляющий о себе как на бытовом уровне, так и в ходе выборов.
Нечто подобное происходило в 30-х годах прошлого века, когда европейские государства вдруг дружно заболели нацизмом. Сейчас об этом предпочитают не вспоминать, но кроме Германии, Италии и Испании фашистские режимы установились и в других странах. Был режим Салазара в Португалии, Хорти в Венгрии, "Железная гвардия" Кодряну в Румынии, монархо-фашистская диктатура царя Бориса в Болгарии, усташи в Хорватии. Типичным национал-социалистом был президент Польши Пилсудский. В той же Норвегии набирала силу фашистская партия "Национальное согласие" Квислинга, захватившего власть в 1940 году. Хорошо известно о профашистских настроениях в элитах Франции и Великобритании.
После Второй мировой войны Европа рванула в сторону демократии и толерантности, а теперь, похоже, наступает откат. Но акция Брейвика скорее затормозит это процесс, чем придаст ему новую динамику. Слишком уж чудовищно выглядят ее последствия.
Мысль о том, что "террор является средством пробуждения масс", не нова. Той же логикой руководствовались в конце 60-х члены леворадикальной террористической организации "Фракция Красной Армии" (RAF), действовавшей в ФРГ и Западном Берлине. Сначала они просто боролись против войны во Вьетнаме, раздавали листовки и устраивали манифестации, но, убедившись, что такими методами сонное буржуазное общество не разбудить, устроили взрыв в крупном универмаге Франкфурта. Жертв не было, резонанс оказался ниже среднего, и тогда группа Баадера-Майнхоф, разработав "Концепцию городской герильи", начала настоящую террористическую войну. Однако не добилась никакого ощутимого результата.
Веком раньше Европу охватил всплеск тираноборчества. Политические убийства сотрясали Италию, в 1858 г. во время покушения на Наполеона III было убито и ранено 156 прохожих. В 1861 и 1878 гг. трижды стреляли в короля Пруссии и императора Германии Вильгельма I, в 1865 г. был убит президент США Авраам Линкольн, а через год Дмитрий Каракозов открыл сезон охоты на Александра II.
Были ли все эти люди психами и маньяками? Они подчинили свои жизни овладевшей ими идее, и в этом смысле можно говорить о фанатизме, хотя каждый отдельный случай требует подробного рассмотрения. Но сегодня нам интересен не их личный анамнез, а тенденции, которые проявлялись в их действиях. То же самое можно сказать и норвежском террористе.
Его призывы к крестовому походу в защиту Европы и отсылки к ордену тамплиеров вписаны в современные тенденции, касающиеся необходимости сохранения национальной и европейской идентичности, однако доводят их до абсурда, подобно тому как идеология немецкого фашизма вывернула наизнанку вполне обоснованное недовольство Германии условиями Версальского мира.
Тогда врагами всего живого были объявлены евреи и коммунисты, сегодня – мусульмане и "культурно-коммунистическая элита". Вслед за Гитлером Брейвик отвергает "моральный запрет на убийство", объясняя свою позицию серьезностью затеянного им дела, которое "требует цинизма и прагматизма". Не менее отталкивающее впечатление производят призывы "убивать врагов" и списки подлежащих уничтожению политиков. И дело не в том, что в них фигурируют лидеры европейских стран, многие претензии к которым выглядят вполне справедливыми, а в мессианском синдроме, неотделимом в данном случае от самочинно присвоенного права на истребление носителей иной идеологии.
Брейвиком явно движет слепая ненависть, проснувшаяся, по его собственному признанию, в тот момент, когда его школьный товарищ мусульманин радовался ракетным ударам по американцам во время войны в Персидском заливе. Операция НАТО на Балканах расширила список врагов, заставив пересмотреть маркировку "свой – чужой". И здесь Брейвик не одинок. Гримасы современной политики провоцируют ярость, которая заставляет одних выходить на площади, других – тихо злиться, сидя у компьютеров, а мужчина с нордической внешностью потратил два года на подготовку теракта, который должен был потрясти мир.
Искомый результат получен: мир действительно потрясен. Но эффект достигнут скорее обратный. Дискредитированным оказался не мультикультурализм и не насаждающие его политики, а экстремизм и оголтелый национализм. А главный просчет Брейвика состоит в том, что, объявив крестовый поход против "исламизации Европы", он начал джихад против европейских детей, бросив их жизни в топку своего пиара. И в этом смысле Андерс Брейвик является олицетворением худшего из того, что дала миру столь обожаемая им Европа.