Тверь опустилась ниже нуля

Если губернские власти доведут свою затею до конца, Тверь может стать первым примером банкротства муниципального образования, открыв дорогу к новым способам управления городским хозяйством

По информации, поступившей из администрации Тверской области, Тверь может вскоре стать городом-банкротом. Как сообщил заместитель губернатора Александр Затван, предлагается ввести внешнее управление бюджетом Твери со стороны губернских властей. Прежде всего речь идет о переводе управления доходами и расходами города в сфере энергетики из муниципального в областной бюджет.

Если губернские власти доведут свою затею до конца, Тверь может стать первым случаем банкротства муниципального образования, открыв дорогу к новым способам управления городским хозяйством на основе современного менеджмента.

Несмотря на куда меньшее внимание со стороны СМИ, Тверь которую зиму живет не лучше Приморья. В домах холодно – температура в теплосетях снижена почти вдвое; нет горячей воды, а во многих районах города отсутствует и холодная. Жители города испробовали уже все методы, от петиций до демонстраций и голодовок, но воз и ныне там.

Всему виной долги городской администрации перед "Тверьэнерго". На сегодняшний день этот долг составляет 64 млн. рублей – сумма немыслимая для скромного бюджета города. Между тем, по словам Александра Затвана, проверка муниципального предприятия "Гортеплоэнерго", отвечающего за расчеты с энергетиками, показала, что в прошлом году руководство "Гортеплоэнерго" потратило на нецелевые нужды 200 млн. рублей чистой прибыли. В сердцах заместитель губернатора назвал "Гортеплоэнерго" "теневой" организацией, финансовые потоки которой не поддаются жесткому финансовому контролю.

Вопрос о введении внешнего управления был поднят на совещании в областной администрации по проблемам теплоснабжения Твери. Однако для начала процедуры банкротства требуется решение областной Думы. Александр Затван уже заявил, что намерен вынести вопрос на ближайшее заседание Законодательного собрания Тверской области, однако как отнесутся депутаты к применению методов бизнес-управления в городском хозяйстве, сказать пока сложно. Заместитель губернатора настаивает, что централизация доходов и расходов Твери в сфере энергетики сделает городскую ЖКХ более прозрачной. В этом случае Александр Затван готов полностью взять на себя ответственность за теплоснабжение областного центра. Не исключено, что областные власти решат вопрос все-таки более привычными административными методами, просто наделив Затвана соответствующими полномочиями.

Между тем уже само возникновение мысли о возможности переноса современных методов управления хозяйством в государственный и муниципальный сектор говорит о начавшихся подвижках. До сих пор все проблемы государственного управления традиционно решались средствами сугубо административными – от начальственных "накачек" до смены руководителей. Однако пример того же Приморья показывает, что административные меры имеют пределы эффективности: несмотря на смену губернатора и помощь Центра, Приморский край по-прежнему не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами тепло- и электроснабжения.

И таких городов и регионов, чьи финансовые проблемы уже опустились ниже уровня возможной административной коррекции, в России немало. Как правило, вначале население и вышестоящие власти пытаются изменить ситуацию путем перевыборов, однако, поняв, что от перемены "образа врага" денег в бюджете не прибавляется, просто машут на всё рукой. Перенос практики банкротства и введения внешнего управления в такие регионы может оказаться выходом из положения – правда, выходом, достаточно болезненным и жестким.

Управление территориями на основе бизнес-менеджмента – явление в мировой практике сравнительно новое, но известное и уже не раз доказавшее свою эффективность. Как правило, в таких случаях принято приглашать стороннюю команду антикризисных управленцев, имеющих практику реструктуризации и банкротства коммерческих предприятий. Методы стандартны: обеспечение прозрачности финансовых потоков, сокращение и ликвидация неэффективных расходов, приведение их в равновесие с доходной частью, переговоры о реструктуризации задолженности с кредиторами, продажа части имущества для расплаты по долгам, увеличение доходов бюджета.

На практике это может означать сокращение и даже приостановку социальных программ, отмену всех местных льгот, продажу городских культурных центров коммерческим структурам, повышение тарифов и жесткую борьбу с любыми неплательщиками – вплоть до банкротства и продажи предприятий. Такие перспективы нельзя назвать веселыми, но выбор достаточно однозначен: либо так, либо сидение в замерзающих квартирах и стирка белья в проруби по методу прабабушек.

Сложность в том, что гарантировать лояльность населения к принимаемым мерам на достаточно долгий срок проблематично. Возможно, поначалу люди согласятся терпеть, однако подобные программы длятся в среднем 3-5 лет, и здесь необходимы как грамотная работа с жителями, так и властно-принудительные ресурсы. Наконец, нужны просто политическая воля и мужество для того, чтобы решиться стать местным Чубайсом.

Выбор читателей