Коммунальная реформа, похожая на пшик

11 февраля Путин подвел жирную черту под суетой вокруг оплаты коммунальных услуг, сказав, что основной смысл мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России должен быть направлен вовсе не на 100%-ную оплату

Российские граждане могут спать спокойно. После длительной пропагандистской артподготовки, рапортов о готовности населения городов и весей платить за коммунальные услуги в полном объеме, принятия региональных программ реформирования ЖКХ – можно расслабиться и присланные домоуправлениями счета для добровольной 100%-ной оплаты "коммуналки" употребить как душе угодно. 11 февраля Путин подвел жирную черту под суетой вокруг оплаты коммунальных услуг, сказав, что основной смысл мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России должен быть направлен не на 100%-ную оплату, а на то, чтобы "деньги, идущие со стороны государства в эту сферу, были направлены прежде всего гражданам, а не различным организациям".

Такой поворот явно не устроит идеологов ускоренного реформирования отрасли, делающих основной упор именно на введение полной оплаты услуг. Например, в Москве власти уже заявили, что рассчитывают на добровольную полную оплату услуг ЖКХ 25-30% горожан. Заместитель мэра столицы Юрий Росляк заявил, что не пользоваться субсидиями из городского бюджета – "дело чести" для тех, кто имеет уровень дохода более 8,5 тыс. рублей на человека. На необходимость перехода к полной оплате упирали и власти в других регионах, заявляя, что население к этому готово: так, на днях из Ханты-Мансийского АО по всем СМИ была разослана информация о дружном "одобрямс" граждан. Некоторые противоречия в позиции местных властей – например, в Москве Лужков за 100%-ную оплату "комуналки", но против повышения тарифов за телефон и "повременки" – объясняются достаточно просто: жилищно-коммунальный сектор, в отличие от иных естественных монополий, находится в муниципальном ведении, поэтому бремя дотаций ложится именно на местный бюджет.

К сегодняшнему дню практически все регионы успели принять местные законы о реформировании ЖКХ; правда, депутаты некоторых из них (например, в Тульской области) жаловались на "выкручивание рук". И хотя изначально, еще при представлении Германом Грефом своего видения реформ, не говоря уж о родоначальнике реформирования ЖКХ Немцове, упор делался на коренные преобразования самой системы, включающей прежде всего переход на энергосберегающие и современные технологии, из всего предложенного наиболее резво была подхвачена идея прекращения дотирования отрасли. Что по-своему вполне понятно: на коренные преобразования нужно вначале найти деньги, а потом попытаться вернуть их из сумм, уплаченных населением, благодарным за чистоту и отсутствие протечек; а если вначале с граждан деньги снять, то какое-то время можно вполне обойтись без головной боли от установки счетчиков, ремонта труб и найма грамотных сантехников.

Критики не раз отмечали, что такое реформирование реально приведет к тому, что население будет оплачивать все промахи коммунальщиков и вместо полноценной реформы мы получим рост инфляции. Неоднократно всплывали на свет факты о разбазаривании даже тех денег, которые сегодня выделяются для отрасли. Само правительство не раз подтверждало, что главное в реформировании – не повышение квартплаты, а более эффективное использование средств и перераспределение бремени содержания ЖКХ на более состоятельных граждан. Так, по словам Грефа, в условиях нынешнего состояния платежеспособности населения введение 100%-ной оплаты – это ненужная задача, которую практически невозможно реализовать. Однако все, что выходило за рамки перехода на полную оплату услуг, оставалось на уровне деклараций.

За то, что эксперимент по проведению реформ за наш счет был вовремя прекращен, благодарить, по большому счету, надо Госкомстат. Именно его публикация недельной давности об инфляции в январе "наделала шороху", поставив все правительство в неудобное положение. Напомним, что, по сведениям Госкомстата, инфляция в январе составила 3,1% – против 2,5% в декабре прошлого года, считавшихся критическими.

Это сообщение подоспело аккурат к заседанию правительства, посвященному мерам по макроэкономической стабилизации, и оказалось настолько неприятной неожиданностью, что заместитель министра экономического развития Аркадий Дворкович выразил статистикам вотум недоверия. Он уверял, что по его подсчетам размер инфляции в январе составил 2,7-2,8%, а не 3,1% – Госкомсат-де включил в свои подсчеты переход Москвы на 100%-ную оплату жилья, которого не произошло.

Госкомстат сделал все, чтобы подсластить пилюлю: глава ведомства Владимир Соколин, выделив из получившейся цифры сезонную, отсроченную и распределенную инфляцию, получил цифру в 1,7%, сравнимую с инфляцией в январе 2001 года. Правда, прошлогодняя инфляция также оказалась выше продекларированных правительством 14% и составила в результате 18,6% за год, но это все же лучше скандальных 3,1% (на этот год правительство заявило рост инфляции в 12-14%). Более того, Соколин сказал, что в феврале инфляция всегда ниже январской, правда, добавив: "Я не берусь прогнозировать, насколько она окажется ниже, это дело Минэкономразвития, а Госкомстат прогнозом не занимается", – поэтому пока нет оснований подвергать сомнению заложенный правительством годовой показатель инфляции в 12-14%. Но в одном председатель Госкомстата остался тверд: индекс потребительских цен рассчитывали в соответствии с принятой методологией, которая отвечает международным стандартам, поэтому цифра в 3,1% абсолютно верна.

Таким образом, борьба с инфляцией стала спасением правительства, так и не сумевшего за прошедшие два года провести значимые изменения в экономике. Рецепт сдерживания инфляции тоже оказался традиционным: ограничение роста тарифов естественных монополий. До сих пор речь шла о "больших" монополиях – "Газпроме", РАО "ЕЭС России", МПС. Теперь очередь дошла до локальных монополий ЖКХ. Заявление Путина, прозвучавшее на традиционном совещании с ключевыми членами правительства, явно оформилось под влиянием мнения кабинета министров, а также в результате прошедших в течение недели встреч с региональными лидерами.

В связи с произошедшими событиями семинар, который состоится в Санкт-Петербурге 12-14 февраля, обещает быть бурным. В этом мероприятии, проходящем под эгидой правительства, будут участвовать 150 мэров российских городов и 30 губернаторов. По мнению Путина, семинар будет способствовать "разъяснению того, что и как нужно делать, чтобы совершенствовать систему ЖКХ, делать ее более эффективной". Остается надеяться, что, споткнувшись на трехпроцентной инфляции, правительство уделит более пристальное внимание локальным монополиям, которые до сих пор были отданы на откуп местным властям и, по сути, крайне слабо контролировались. Между тем глава государства подчеркнул, что жилищно-коммунальное хозяйство только на первый взгляд "носит исключительно хозяйственный характер", но на самом деле "имеет общегосударственное серьезное политическое значение".

Выбор читателей