Банки выставляют на продажу

Государство собирается избавиться от лишней собственности в виде долей в коммерческих банках. Кто придет ему на смену – не ясно

На днях на заседании правительства премьер-министр объявил о решении государства в кратчайшие сроки начать выход из капитала ряда банков. "Уже принято решение, которое в ближайшее время будет реализовано, по выходу государства, государственных унитарных предприятий из огромного количества, около 400, банковских учреждений", – заявил Касьянов. Речь идет о банках, в которых доля государства оценивается в 5-15%. Премьер считает, что это "нерациональное использование государственных ресурсов", поэтому "надо прекратить это дело в массовом порядке". Кроме того, по мнению Касьянова, излишняя госсобственность мешает другим собственникам осуществлять должный контроль и инвестиции, а значит, нормально развиваться. Поэтому очень скоро госпакеты акций банков "в массовом порядке" будут выставляться на продажу.

Заявление главы правительства означает, что государство набралось-таки решимости перейти от политики контроля к политике эффективного управления в банковской сфере. Еще совсем недавно уже через несколько часов после заявления можно было бы ожидать восторженных комментариев мировых "финансовых воротил". Сегодня эта новость воспринимается на удивление спокойно.

Весь вопрос в том, как говорили древнеримские правоведы, "кому это выгодно". Понятно, что выгодно государству: избавляясь от неэффективной госсобственности там, где государственный пакет не дает возможности влиять на политику банка, можно сосредоточиться на повышении управляемости банков с высокой государственной долей. Некоторую выгоду получают сами "освобождаемые" банки в виде избавления от мелочной опеки. Но если говорить о выгоде более осязаемой, в виде привлечения новых инвестиций в банковский сектор, вопрос делается весьма спорным.

Инвесторы – народ, в принципе, не очень приятный. Они хотят прозрачности, они хотят гарантий стабильности, и при этом – быстрой и высокой отдачи вложенных средств. Единственное, за что их можно простить, – деньги, которые они приносят, есть самые лучшие деньги для развития бизнеса. В случае с банками особого пыла инвесторы не проявляют. В основном – по причине отсутствия коренных преобразований в данном секторе.

Необходимость реформирования банковского сектора стала очевидна после кризиса 1998 года. В сущности, речь шла, скорее, о новом строительстве на руинах прежней системы, но принятый тогда закон назывался "О реструктуризации кредитных организаций", и к сегодняшнему дню первый этап реформы официально признан законченным. В результате к 2001 году банковский сектор практически восстановил докризисный уровень развития. Однако, принимая во внимание, что тот уровень стал одной из причин дефолта, нельзя не признать, что российская банковская система до сих пор не в состоянии выполнять положенные ей базовые макроэкономические функции.

Спор о том, как нам реорганизовать банковскую систему, обострился осенью прошлого года, когда Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) представил свою программу реформирования банковской системы. Программа сильно отличалась от точки зрения Центробанка, который предложил более консервативный подход. Как известно, Геращенко оказался правительству ближе Мамута, и к концу 2001 года был выработан документ под названием "О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации", во многом повторяющий программу Банка России.

Правда, заявление Касьянова заставляет задуматься, насколько точно правительство собирается следовать им же утвержденным направлениям. В частности, хотя участие государства в капиталах банков прописано в "Стратегии..." более чем туманно, продажа госпакетов плохо согласуется с принятой доктриной сохранения государственного участия в банковском секторе. Однако основная проблема в том, что до сих пор нет конкретно прописанных мер по коренному изменению ситуации.

Так, не решены вопросы изменения законодательной базы. В частности – какие именно конкретные меры государство собирается принять для повышения надежности банков. Это не только гарантирование вкладов, но и стимулирование банков к капитализации прибыли, повышению уровня достаточности капитала, увеличению вложений в реальный сектор. Между тем без хороших новостей об оживлении в этом секторе интерес к банкам как объектам покупки не появится.

Непонятно вообще, что может подвигнуть инвесторов обратить внимание на банки. Пока государством гарантируется отсутствие ограничений на участие иностранного капитала в банковском секторе. Кроме того, предполагается дать дополнительную возможность для создания филиалов иностранных банков, надзор за которыми будут осуществлять российские контролирующие органы. Другие меры, предусмотренные правительством – законодательное обеспечение прав инвесторов, повышение качества корпоративного управления на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики, снижение некоммерческих рисков вложений и свободную репатриацию прибыли, – слишком декларативны и не увеличивают привлекательности банковского сектора. Между тем специалистами называется множество инструментов стимулирования инвестиций. Это, к примеру, могли бы быть льготы и освобождения от налогов при инвестировании в уставный капитал или преференции со стороны органов банковского контроля и т.п.

Итак, банковская система пребывает в состоянии, не соответствующем уровню экономики – и даже просто уровню, с которого инвестор считает возможным начинать интересоваться этим рынком. Собственных же средств крупных банков сегодня недостаточно, чтобы финансировать оборотные средства крупнейших предприятий, не говоря уже об инвестиционных проектах среднего и мелкого бизнеса.

Полагать, что российский реальный сектор пойдет широкими массами в банки, дабы облегчить себе получение кредитов, довольно наивно. Кто-то, конечно, может завести себе "карманный" банк, но как бы содержание его не оказалось дороже привлечения прямых инвестиций. К тому же промышленность сейчас сама испытывает острую нехватку финансов. Иностранный капитал идет в Россию неохотно, а уж в банковский сектор – и подавно. Зарубежные банки открывают свои отделения отнюдь не так быстро, как предполагалось ранее, – наш финансовый рынок все еще малоинтересен, сильно регламентирован, непрозрачен и непредсказуем.

Как в таком случае правительство видит массовую распродажу своих мелких пакетов акций банков? Возможно, их предложат выкупить самим банкам: что ж, в этом случае можно будет сказать, что государство избавилось от головной боли за чужой счет. Но если будут проведены открытые конкурсы, можно неприятно удивиться реальной рыночной цене того, за что государство так истово держалось многие годы.

Выбор читателей