Ностальгия по двадцатому веку

Это было похоже на жизнь в сказке. Молодой человек влюбился в прекрасную девушку, которая время от времени исчезает в неизвестный и загадочный мир, но всегда возвращается

Айрис (Iris)
США, 2001
Режиссер: Ричард Айр
В ролях: Джуди Денч, Джим Броадбент, Кейт Уинслет, Хью Бонневилль


Очередная биографическая история, призванная ублажить традиционно настроенных зрителей, а также тех, кому за 50. Экранизация расцвета и угасания жизни и славы знаменитого литературного деятеля и писательницы-феминистки Айрис Мердок в блестящем исполнении леди Джуди Денч. В общем, ностальгия по старому доброму двадцатому веку. Готовьте носовые платки...

Леди Денч уже получила за эту роль награду Британской Киноакадемии BAFTA и теперь вполне может побороться в Голливуде, поскольку номинирована еще и на "Оскара".

Фильм основан на фактах из биографии писательницы, известных в основном по мемуарам ее мужа, литературного критика Джона Бейли (Джим Броадбент) "Элегия об Айрис" и "Айрис и ее друзья".

Айрис Мердок написала более тридцати романов, занималась научными изысканиями в Оксфорде и гордилась тем, что ее называли "самой блестящей женщиной Англии". Имела много поклонников, любовников и любовниц; в общем, прогрессивная была барышня, к тому же мыслитель.

Фильм лишь эпизодически касается истории молодой Айрис (Кейт Уинслет, которую киноманам следует знать не только по "Титанику", но, желательно, по "Перу маркиза де Сада", "Чувствам и чувствительности" и так далее). Молодости отданы минуты счастливых воспоминаний: вот обнаженная Уинслет ныряет под воду, показывая пример отказа от комплексов неуклюже ухаживающему за ней Джону Бейли (Хью Бонневиль), вон она наперегонки гоняет на велосипеде... Джон Бейли, разумеется, полный ее антипод – к своим двадцати пяти или может, даже, тридцати, когда они встретились, он еще не познал женщины и, наблюдая за сексуальной свободой объекта своего желания и вдохновения, впадал во все большее оцепенение.

Но, собственно не в этом дело, да и любовь заключается не в телесном контакте, особенно у двух литераторов и философов, вы же понимаете... Полная драматизма и преданности совместная жизнь, брак длиною в сорок лет, осень жизни, озаряемая вспышками воспоминаний, – таков основной акцент фильма.

Он снят на удивление просто и без претензий на кинематографические открытия, но, тем не менее, бесконечно красиво и тонко, во многом благодаря потрясающей операторской работе Роджера Пратта, уже "засветившегося" в таких киномонстрах, как "Гарри Поттер и Философский Камень", "Шоколад", "12 обезьян", "Король-рыбак" и др.

Это фильм о человеческом сознании, о разуме, который может вместить в себя бесконечную гамму чувств, о силе духа и воле к жизни. Болезнь Альцгеймера, поразившая Айрис в старости, поставила ее на грань реальности и мира собственных фантазий и воспоминаний, фактически лишив способности к самостоятельному существованию и поменяв местами приоритеты в семье. Долгие, долгие годы роль лидера принадлежала женщине, которая в собственном муже видела скорее неуклюжее и милое дитя, нежели супруга; но со временем расстановка сил поменяется с точностью до наоборот.

Когда-то этот брак стал для всех явной неожиданностью. Тем не менее он продлится сорок лет, от алтаря и до смерти Айрис, не омрачаемый ни непониманием, ни склоками. "Это было похоже на жизнь в сказке. Я, молодой человек, влюбился в прекрасную девушку, которая время от времени исчезает в неизвестный и загадочный мир, но всегда возвращается", – говорит Джон об их романе

Надо отдать должное Джуди Денч: в этой картине ее personality как бы устранилось, она превосходно сыграла ту прозрачность, в которую исчезает Айрис, уносимая болезнью. Трогательная нежность и терпеливость Джона, обращающегося с когда-то превосходившей его по статусу женой, как с маленькой глупой девочкой, равнозначна подвигу матроса Железняка.

Выходя из зала, напряженно думаешь – в каком возрасте лучше умереть, так, чтоб не совершенной развалиной, но и чтоб постараться всё успеть. Хотя потом вид старенькой пары, идущей "под ручку", возвратил мне надежду на то, что и там, в старости, в пост-"настоящей" жизни, могут быть свои прелести...


С начала марта фильм можно увидеть в кинотеатрах "Ролан" и "5звезд"

Выбор читателей