Шеварднадзе будут пытать электричеством

Как президент Грузии будет комментировать события в Абхазии, если счета за энергию придется оплачивать в полном объеме?

Госдума намерена обратиться к премьер-министру Михаилу Касьянову с просьбой предоставить информацию о том, "на каком основании и кем принималось решение на предоставление льгот на поставки электроносителей Грузии". Напомним, сейчас упомянутые поставки осуществляются по ценам, в 2-2,5 раза ниже существующих на европейском рынке. При этом Россия не только теряет деньги на занижении тарифов, но и не получает того, что причитается после предоставления всех льгот. Только в феврале подписано соглашение о реструктуризации грузинского долга, составляющего $156 миллионов. Почему Россия идет на потерю денег, понятно: следует сохранять хорошие отношения с соседями, тем более с теми, с которыми еще 12 лет назад были в одном государстве. Украина, например, тоже никак не может с нами рассчитаться, но и ведет себя более корректно, не выходя за рамки традиционного злословия в адрес москалей. А Грузия отстаивает свою самостоятельность, как ребенок переходного возраста.

Москва предложила зачесть часть долга как дополнительный вклад РАО "ЕЭС" в уставной фонд совместного предприятия "ГрузРосэнерго". Тбилиси демонстративно не идет на договоренность, утверждая, что соратники Чубайса стремятся по дешевке захватить энергетическое оборудование. Кремль попросил разрешения пройти по грузинской территории, чтобы зайти в тыл чеченским боевикам, - и в ответ услышала гордое "не пущу". Зато Шеварднадзе вызывает на помощь для борьбы с террористами в Панкисском ущелье американцев, мотивируя это тем, что Россия, дескать, невзирая на все уговоры, помогать не спешит. И практически тут же следует заявление о том, что "ни Россия, ни США в операции в Панкисском ущелье участвовать не будут". А нужна ли Грузии эта самая операция? Боевики еще могут пригодиться для усмирения Абхазии. Похищение людей и целенаправленное минирование позволяют сохранять напряженную обстановку в регионе и оправдывают невыполнение обязательств по выводу войск из Кодорского ущелья.

Когда прошлой осенью опять начали обостряться грузино-российские отношения, Владимир Путин сказал: "Россия Грузии ни разу ни в чем не отказала, газ мы продаем в Европу по $110, в Грузию – по $50, провели реструктуризацию долгов по электроэнергетике, помогли решить некоторые проблемы с МВФ и Парижским клубом... Россия не намерена втягиваться в конфликт на территории третьих государств, но нам небезразлично, что происходит у ее границ". Эти слова прекрасно характеризуют нынешнюю ситуацию: долги мы пока прощаем, а заодно терпим все, что говорится в наш адрес. Но в случае начала боевых действий в зоне абхазского конфликта окажутся наши сограждане, живущие в Абхазии и Южной Осетии, и остаться в стороне Москва не сможет. Грузия целенаправленно ставит ситуацию в регионе на грань военного конфликта. Премьер Абхазии Анри Джергения, приехавший в Москву после инцидента с захватом российских военных, заметил, что заявления Грузии стали более жесткими, а борьба с терроризмом - надуманный повод для приглашения американцев.

Еще одна война на границах России не нужна, это понятно. Нацеленности на силовое решение конфликта мы можем противопоставить только ограничители экономического плана. Председатель Комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин убежден, что если сейчас "мы не включим рычаг экономического давления, то получим расширение военных действий на Южном Кавказе, куда также будет втянут и Северный Кавказ".

Возможно, если Москва отключит энергию, Шеварднадзе будет следить за своими заявлениями, а путь к мирному урегулированию абхазского конфликта окажется куда менее тернистым. Сухум опасается, что американцы помогут Грузии захватить Абхазию, но США далеко не в состоянии поддерживать энергообеспечение партнера по антитеррористической коалиции.

С другой стороны, где гарантии, что наши рычаги экономического давления окажутся эффективными и не столкнутся с американскими рычагами давления, буде Америке понадобится заявить о своем влиянии? Конфликт между Москвой и Вашингтоном по поводу Грузии оказался совсем некстати. Но поскольку США и Европа рассматривают Грузию как страну, осуществляющую транзит энергоносителей, думается, они скорее принудят Тбилиси договориться с Россией по-хорошему. Конечно, если Москва сможет убедить Запад, что интересы в этом вопросе обоюдны. Остается пожелать нашему руководству удачи в лавировании в дипломатическом поле.

Выбор читателей