Танки сала не боятся!

Продажа оружия - крайне прибыльный бизнес, особенно там, где существует запрет на его поставки. На запретном зарабатывают самые большие деньги

Продажа оружия - крайне прибыльный бизнес, особенно там, где существует запрет на его поставки. На запретном зарабатывают самые большие деньги. Украинская оппозиция уверена, что правительство страны не зря считается коррумпированным. А репутация его может оставаться неиспорченной, если удачно прикрыть "дела" заявлениями о чистоте помыслов. Так, в ноябре 2001 г. Степан Гавриш, заместитель председателя Верховной Рады, заявил, что "он не знает ни об одном факте незаконной продажи оружия Украиной". В феврале 2002 г. пресс-служба Минобороны еще раз заявила, что обвинения в нарушении международных обязательств по экспорту товаров военного назначения "не имеют под собой оснований и основываются на непроверенной информации, взятой из сомнительных источников". А вчера Виктор Банных, госсекретарь Минобороны по вопросам международного сотрудничества, сообщил, что его ведомство не подписывало никаких соглашений о поставках вооружений Ираку. Заметьте, ни в одном заявлении не прозвучало, что Украина не продает оружия вопреки решениям ООН, везде чиновники говорят только, что они "не знают" об этом. Нечто подобное в официальных сообщениях существует и по отношению к торговле оружием с Македонией.

США и НАТО требовали от Украины прекратить поставки оружия властям Скопье с лета 2001 года. Штаб-квартира НАТО долго не могла получить от Киева четкого объяснения деталей военного сотрудничества с Македонией - о каких видах вооружений говорится, и как долго будет идти торговля. Украинские представители уверяли альянс, что старые контракты закончились, а новые просто не существуют. Однако до сих пор оружие продолжало странным образом проникать в Македонию. Наконец Европа добилась приостановления процесса перекачки оружия к горцам. Украинские источники по этому поводу дали такой комментарий: "Хоча тільки на "время ведения переговоров между конфликтующими там сторонами". Може, кредіти нам дадуть… А потім ми все ж таки зброю продамо". То есть получим кредиты - будем продавать танки и вертолеты по-прежнему.

Прекращение закупок военной техники в Восточной Европе является одним из условий вступления Македонии в Североатлантический альянс. Поэтому в сообщениях официального Скопье также можно найти немало неувязок. Например, в конце января начальник генерального штаба страны Методи Стамболиски заявил, что в текущем году не планируются новые закупки военной техники. Но незадолго до этого ВВС республики получили и сразу же поставили на вооружение два вертолета Ми-24, собранные на заводе в Виннице. Для справки: в составе ВВС Македонии - восемь вертолетов Ми-24, четыре Ми-8 и три Ми-17, а МВД проявляет заинтересованность в закупке еще 4 боевых вертолетов для контртеррористических подразделений.

Таким образом, сегодняшнее заявление пресс-службы украинского президента Леонида Кучмы о полном прекращении поставок оружия в Македонию следует рассматривать двояко: можно радоваться, что наконец-то поток боевых машин из Украины в Македонию приостановлен, а можно и скептически пожать плечами. Насколько верно представление об украинском правительстве как о структуре, на которую торговцы оружием запросто влияют, можно будет судить и по выполнению достигнутой сегодня договоренности со Скопье.

Напомним, что буквально на днях в Турине (Италия) состоялся суд над лицами, причастными к продаже оружия в страны, на которые распространялось эмбарго Совета Безопасности ООН. Власти Италии требовали выдать им секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгения Марчука, утверждая, что он непосредственно замешан в деле. Официальный Киев долго мялся, не решаясь высказаться по вопросу (суд проходил 5 марта, а у Генпрокуратуры Украины не было мнения в течение нескольких дней после процесса). Потом сообщили, что фамилия Марчука фигурировала в деле "случайно", промелькнув к случаю в контексте событий. В самом деле, ни к чему пачкать судебным разбирательством чиновника, способного еще не раз прикрыть оружейников. По информации пресс-службы посольства Украины в Италии, ни один из участников процесса над нарушителями запретов ООН не является украинцем. Так что у Киева руки чисты, а вопрос о чистоте совести - сугубо философский.

Выбор читателей