Пир духа и уха

"Любимчик" – хороший фильм для тех, кто помнит, что Фрэнк Синатра не всегда был 80-летним бодрым стариканом, намеренным жить вечно. И что есть музыка помимо той, которую крутят на МузТВ

Любимчик (De-Lovely)
США, 2004, 125 мин.
Режиссер: Ирвин Уинклер
В ролях: Кевин Кляйн, Эшли Джадд, Джонатан Прайс, Кевин Макнелли




Biopick – это жанр такой. В середине прошлого века был очень популярен у нас в стране. "Адмирал Ушаков", "Иван Грозный", "Александр Невский", "Васек Трубачев и его товарищи" – великие фильмы. В какой-то момент казалось, что герои закончились и снимать больше не про кого. У нас уж точно (хотя слышал, что делают сериал про Брежнева). Даже в Штатах один Стоун продолжал рассказывать про Никсонов да Джей Эф Кеев, причем последний, на самом деле, был вовсе не про президента, а очень даже про прокурора – или человека, весьма на него похожего.

Все же остальные бросились экранизировать, как домохозяйка выиграла процесс у жадной и плохой корпорации, как простой шериф маленького городка разогнал хулиганов, да как рядовая Джессика выиграла иракскую кампанию. Что может быть интересного в жизни таких людей, кроме того самого момента триумфа? Да ничего. Но на такой случай есть профессиональные сценаристы, которые поднаторели тонким слоем размазывать по поверхности манную кашу, присыпая ее сахарной пудрой и украшая такими финтифлюшками, что пока не попробуешь – не поймешь, что это все та же каша.

Другое дело – взять человека действительно замечательного. Тогда получается очень качественная ЖЗЛ. Зато и труд сценариста здесь уже более сложен – нужно правильно выбросить все лишнее, а то не уложишься в положенные два часа.

Биография Кола Портера прямо просилась на экранизацию. Вы не знаете, кто такой Кол Портер? Сложный случай. Это – автор многих очень хороших песен и мюзиклов. Я бы напел, наплевав на отсутствие таланта (хотя это как посмотреть – корейские караоке-машинки дают моему громкому нетрезвому басу самые высокие оценки), да газетный формат не позволяет.

"Любимчик", коли вдуматься, довольно стандартный байопик. Однако если посмотреть на него как на своеобразный сборник greatest hits Кола Портера, то конечный продукт вызывает восхищение. В фильм включено не менее двух десятков песен, исполняемых Робби Уильямсом, Аланис Морисетт, Шерил Кроу, Элвисом Костелло (он особенно зажигает), Натали Коул и так далее. Получается пиршество души и ушей. Сама история поначалу выглядит просто как заполнение времени между музыкальными номерами; пена – герметик, или уже упоминавшаяся манная каша, просочившаяся в щели. Но где-то к половине фильма то ли режиссер наконец раскачался, то ли сказался-таки талант Кевина Кляйна и Эшли Джадд, но и сам сюжет начинает смотреться с большим интересом.

Канву выстроили чуть замысловато: как будто старый Портер смотрит мюзикл, поставленный по его жизни. Он переживает все заново, где-то комментирует, где-то требует поправить – типа "не так все было".

Начинается все с Парижа 1919 года, где Портер познакомился со своей будущей женой Линдой (Эшли Джадд). Он, по большому счету, был гомосексуалист, но ради любви к Линде даже несколько раз пытался завязать с этой привычкой. Живет он весло, пишет песни, но, поддавшись подстрекательствам жены, принимает предложение перебраться в Америку, где только и водятся реальные деньги. Сперва в Нью-Йорк, где ставит несколько мюзиклов, а затем в Голливуд, обессмертивший творения Кола.

В перерывах между работой Портер от души отрывается, причем утверждает, что это – тоже часть работы – набор позитивных эмоций и все такое прочее.

Но, как мы уже говорили, фильм в основном служит обрамлением для бессмертных хитов, включая "It's De-Lovely", "Let's Misbehave", "Anything Goes", "Be a Clown", "I Love You", "Ev'ry Time You Say Goodbye".

Отдельно об актерах. Джонатан Прайс присутствует больше символически. Эшли Джадд показала, что она все такие очень хорошая актриса. Но самое главное – Кевин Кляйн. Он в последние годы, особенно после "Дикого, дикого Запада", несколько затерялся. А тут вернулся во всей красе. Показав, что психованный Отто Вест в "Рыбке по имени Ванда" – не случайный успех.

Получился хороший фильм "для взрослых". Для тех, кто помнит, что Фрэнк Синатра не всегда был 80-летним бодрым стариканом, намеренным жить вечно. Что есть музыка помимо той, которую крутят на Муз-ТВ. Для тех, кто знает, что такое биг бэнд и чем он отличается от Биг Бена.

Тут меня, правда, затерзали страшные подозрения. Ввиду того, что фильм был отсмотрен в "Америка-Синема", т.е. на американском языке, я не знаю, попытались ли наши прокатчики перевести и переозвучить звучащие там песни. По идее, нет... но после "Чикаго" я готов ко всему – и даже к Робби Уильямсу, поющему голосом Киркорова. Готов-то готов, но переживу ли... Поделитесь, кто в курсе, а то аж спать плохо стал.

Смотрите в кинотеатрах с 19 декабря

Выбор читателей