Хроника блистательного века Российской империи

В Историческом музее открывается выставка, посвященная самому противоречивому столетию в русской истории – XVIII веку, с его военными победами и дипломатическими поражениями, масонскими заговорами и дворцовыми переворотами




В то время как в одном из многочисленных помещений Государственного Исторического музея полным ходом идет Первая Московская биеннале, на втором этаже главного здания открывается хрестоматийная экспозиция, посвященная культуре XVIII века.

Перед кураторами стояла нелегкая задача как можно полнее представить самое противоречивое столетие в русской истории, с его военными победами и дипломатическими поражениями, масонскими заговорами и дворцовыми переворотами, прогрессивными реформами и дремучими предрассудками. Все же в XVIII в. Россию изрядно штормило: сначала Петр I рубил окно в Европу, потом престол оккупировали непонятные Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна. Следующие дамы – Елизавета и Екатерина II, наоборот, жили по понятиям, планомерно укрепляя свою и без того абсолютную власть. Двух случайно затесавшихся в эту сугубо дамскую тусовку мужчин, Петра III и Павла I, поскорее спровадили на тот свет. С другой стороны XVIII столетие знаменито кровопролитными крестьянскими войнами, которые, впрочем, совершенно не помешали бурному развитию русской культуры. Ломоносов благополучно дошел из Архангельска в Москву, Радищев опубликовал первое в России диссидентское эссе, а в толпе французских и немецких придворных художников стали регулярно мелькать лица соотечественников.

Экспозицию открывает гигантская латунная фигура – аллегория трубящей Славы. В XVIII столетии она венчала знаменитые Красные триумфальные ворота в Москве – один из символов военных побед в петровскую эпоху. Сам "виновник торжества", поставивший страну на новые рельсы, неподалеку – шикарный парадный портрет Петра I впервые представлен в экспозиции после сложной реставрации. За ним следуют портреты именитых сановников, фаворитов и дальних родственников, которые благополучно перегрызлись после смерти императора-реформатора и весьма подпортили репутацию России во второй четверти XVIII века.

Блистательный век Екатерины Великой – время расцвета дворянской империи и одновременно острых социальных конфликтов. Будущая российская императрица родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине, в семье принца Христиана Августа Ангальт-Цербстского и его супруги Иоганны-Елизаветы. При рождении девочка была названа Софией Августой Фредерикой, а нарекли ее Екатериной Алексеевной в 1744 г. в России при крещении в православие. Несмотря на иноземное происхождение, Екатерина быстро разобралась в специфике местной ситуации и за свое долгое правление сумела худо-бедно восстановить порядок в стране, да и себя не обидела – львиная доля средств, полученных от примерных налогоплательщиков, уходила на нужды двора. Зато в промежутке между перепиской с Вольтером и сочинением литературных произведений императрицей был собственноручно разработан знаменитый "Наказ" Комиссии для составления нового Уложения 1767-1768 гг., ставший не только крупнейшим событием государственной политики своего времени, но и своеобразным выражением теории и политики "просвещенного абсолютизма". К началу деятельности Комиссии была разыскана подлинная рукопись Соборного Уложения 1649 г. и по распоряжению Екатерины II заключена в специально созданный серебряный позолоченный ковчег. Попутно энергичная немка привлекала к управлению государством способных и талантливых дворян, пестовала внуков, яростно воевала с соседями и моталась по всей стране.

Эпоха "просвещенного абсолютизма" и реформаторства отражена личными вещами императрицы и ее фаворитов и реликвиями пугачевского восстания (знамя бунтарей, их пушка и клетка, в которой главаря восставших везли на казнь). Сама "матушка-императрица" присутствует среди своих фаворитов на парадном портрете, повторенном в конце XVIII в. с оригинала прославленного художника Ф.С. Рокотова. Этот портрет демонстрируется впервые и может расцениваться наряду с изображением Петра I как настоящая художественная сенсация.

Отдельный раздел экспозиции посвящен народной культуре. Его экспонаты – яркое свидетельство культуры крестьянства и горожан, упорно продолжавших и развивавших традиции допетровской эпохи.

Выбор читателей