Готические прогулки мимо кладбищ

Готический стиль возвращается в российскую жизнь примерно каждые сто лет уже на протяжении трех веков. Сегодня можно с полной уверенностью заявлять: Россия – тоже страна готических развалин


Фото: rusmuseum.ru



Интересная закономерность: готический стиль возвращается в российскую жизнь примерно каждые 100 лет уже на протяжении трех веков. К началу XXI в. мы уже поднакопили аутентичных памятников архитектуры "готического стиля", ранее называвшегося русской псевдоготикой, чтобы можно было с полной уверенностью заявить: Россия – тоже страна готических развалин. Тем более что часть памятников именно развалины и представляет.

Перво-наперво следует отметить, что раньше у нас "готикой" именовали все средневековье, поэтому и Храм Василия Блаженного для просвещенного москвича времен Екатерины II – тоже готика. В узком понимании термина "готическим стилем" называют архитектуру, сочетающую в себе западноевропейские средневековые элементы, обильно сдобренные древнерусским декором с восточными мотивами, бытовавшую с 70-х годов XVIII в. до начала XIX-го. Русские мастера не имели привычки тупо копировать иноземные модели; они, скорее, производили на свет причудливый симбиоз из местных и чужих традиций. Так и с русской псевдоготикой – европейские соборы, подавляющие своим холодным величием и размерами, уступили место на нашей земле ажурным, богато украшенным постройкам среднего размера.

Первый образец готической архитектуры в московском регионе – это Царицынский дворец. С ним же связана и самая жгучая тайна русской готики. Народная молва утверждает: мол, Екатерина II, для которой строился дворец, отвергла уже почти готовый проект по причине обилия масонской символики в оном. Вот ведь жуть какая! Действительно, жуть, соглашаются историки архитектуры. В том смысле, что народная легенда с реальностью ничего общего не имеет.

Итак, в 1775 г. императрица покупает подмосковное местечко Черная Грязь для строительства новой летней резиденции в "готическом вкусе". Возводит дворцовый ансамбль придворный архитектор Василий Баженов. Будучи человеком, следящим за дворцовыми раскладами, он специально строит два одинаковых дворца: один для императрицы, а другой для ее сына, несовершеннолетнего еще в ту пору Павла I. Причина проста – Павлу скоро должно было исполниться 18 лет, то есть он становился совершеннолетним, и при дворе по этому поводу сформировалась весомая "пропавловская" группа влияния, целью которой было смещение с трона Екатерины и утверждение императором ее сына. Однако к моменту окончания строительства в 1785 г. властная мать сумела оттеснить Павла от трона, возлагая надежды на появившегося у нее внука, будущего императора Александра I. А дворцовый комплекс оказался выстроен без учета новой обстановки "в верхах". Увидев два зеркально повторяющих друг друга дворца, Екатерина отчитала строителей и, не осмотрев всего комплекса, уехала. Через несколько дней оба дворца снесли. Масонские же символы, как говорят специалисты, здравствуют на мостах, въездных арках и ротондах и поныне. Приглядевшись, можно заметить и звезду Соломона, и пересеченные кресты, и ромбы с мечами – полный набор. Был ли Баженов масоном, не был ли, сгубила его творение банальная политика, а не тайные ордена...


На фото: Никольская церковь, с. Царёво

А "готический стиль" с того времени отправился гулять по стране, оставляя то тут, то там своеобразные памятники. К примеру, на территории современного подмосковного Красноармейска стоит Никольская церковь бывшего села Царёва, построенная в 1812-1815 гг. по проекту архитектора Еготова. Строение величаво и пропорционально, в нем хорошо отразились все характерные черты русской псевдоготики: сочетание красного и белого цветов в оформлении, стрельчатые окна и пинакли – башенки с острым завершением, широкая скульптурная полоса по периметру.

Надо отметить, что в готическом вкусе любили сооружать несколько типов строений – церкви, усадебные постройки и, почему-то, конюшни. Так, в середине XIX в. в усадьбе Осташево под Можайском возвели над конюшнями огромную башню в псевдоготическом стиле с часами. Любителям готических развалин настоятельно рекомендуется посетить эту полузаброшенную махину, ибо – впечатляет.


На фото: Усадьба Ярополец

Наиболее ярким усадебным комплексом русской готики считается Ярополец семьи Гончаровых в Волоколамском районе; правда, чисто готических усадеб под Москвой нет, вот и в этой готика сочетается с классицизмом. Ну, а если душа желает "веселой" готики, то вам прямой путь в подмосковную Ивантеевку. Спасская церковь в бывшей усадьбе Баташевой 1808 г. постройки порадует богатым каменным убранством, выразительными карнизами и украшенными полуколоннами: хоть и готика, но душа у нее – русская, широкая.

Логическим завершением готической вакханалии стал грандиозный Ново-Николаевский собор в Можайске. До войны в центральной части крыши находилась высокая глава, приближающая собор к образцам русской архитектуры. В годы войны она была утрачена, да так и не восстановлена до сих пор.

После Можайского собора псевдоготика растворяется отдельными элементами в других архитектурных стилях, чтобы на рубеже XX века возвратиться вновь.

Выбор читателей