Шейхи не спешат покупать российское оружие

Россия пытается отвоевать ближневосточный рынок вооружений, большая часть которого уже освоена другими странами-поставщиками. Пока успехи нашей страны в этом нелегком деле нельзя назвать выдающимися




Ближний Восток до сих пор остается одним из крупнейших региональных рынков вооружений и военной техники среди всех развивающихся стран. Большая емкость этого рынка определяется двумя факторами: постоянными конфликтами между рядом государств и сверхдоходами от продажи нефти. Взрывоопасная обстановка по-прежнему сохраняется между арабскими странами и Израилем, Саудовской Аравией и Йеменом, Сирией и Турцией. Не решена до сих пор курдская проблема.

Масштабные военные действия в Персидском заливе в 1990-1991 гг. вызвали значительный спрос на новые виды вооружений. Страны Ближнего Востока накупали оружия в различные годы на суммы от $29 до $50 млрд., в основном у США и Франции. Но некоторые страны региона - Алжир, Египет, Сирия, Ливия - больше всего вооружений и военной техники приобретали у России. Произведенная в СССР и РФ авиационная техника до стих пор составляет основу ВВС этих стран.

И все же, за последние 10-12 лет обстановка с продажей вооружения в этот регион изменилась. В настоящее время основным его поставщиком остаются США, доля которых в продажах оружия на Ближний Восток превышает $6,6 миллиардов. Доля России – почти в 10 раз меньше – около $500 миллионов. Несмотря на значительное сокращение военно-технического сотрудничества нашей страны с ближневосточными странами, сегодня наметились тенденции его возобновления. Поэтому большие надежды были связаны с визитом президента РФ Владимира Путина на Ближний Восток Египет, Израиль и Палестину), который он совершил в конце апреля этого года.

ВВС Египта, строившиеся до середины 70-х гг. исключительно на авиационной технике советского производства, в последние годы все большее предпочтение отдают самолетам и вертолетам американского производства. В результате советские самолеты устаревших типов (Ил-28, Ту-16, МиГ-21, Су-7БМК), поставлявшиеся сюда в больших количествах начиная с 50-х гг., стали повсеместно вытесняться новыми американскими машинами. К концу 2000 г. основу истребительной авиации Египта составляли уже не "МиГи", а американские F-16 и французские "Миражи". Тем не менее, техника советского производства составляет пока еще весомую долю парка ВВС Египта. В ее числе истребители МиГ-21 различных модификаций, истребители-бомбардировщики Су-22М, вертолеты Ми-8 и Ми-17, тяжелые транспортные вертолеты Ми-6.

Что касается гражданской авиации, то в 1997 г. для эксплуатации новых российских среднемагистральных самолетов Ту-204-120 в Египте была создана авиакомпания Air Cairo. В своем парке она имела три пассажирские машины Ту-204-120 и один транспортный Ту-204-120C. Они успешно используются до сих пор. Кстати, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. объем товарооборота между РФ и Египтом вырос вдвое и превысил $800 миллионов. Поэтому неудивительно, что Египет проявил интерес к российской авиационной технике, зенитно-ракетным комплексам, системам ПВО, а также к возобновлению обучения своих офицеров в России. Наша страна может принять участие в модернизации самолетного авиапарка египетских ВВС и зенитных комплексов "Шилка" и "Квадрат", мы планируем изготовить для Египта два спутника и вывести их на орбиты. Значит, значительны перспективы и в области космического сотрудничества.

Поговорим об Израиле. Он приобретает в основном американское оружие, но в области гражданской авиации компания ClassicAir Aviation Service предлагает лизинг российских самолетов Ан-12, Ил-76, Ан-124, вертолетов Ми-8/Ми-17, Ми-26 и других машин российского производства. Кроме того, ряд израильских компаний, минуя российских разработчиков, принимал участие в модернизации истребителей МиГ-21, штурмовиков Су-25, вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-35, танков Т-55, Т-72 и другой техники, находящейся на вооружении стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

Для того чтобы свести противостояние в этой области на нет, Россия и Израиль планируют подписать соглашение о военно-техническом сотрудничестве в интересах третьих стран. В этой области уже есть значительные наработки – например, создание нового боевого вертолета Ка-50-2 "Эрдоган" для участия в проводимом Турцией вертолетном тендере. На Ка-50-2 установлена израильская авионика и ракетное вооружение. Поставляемые в Индию три самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50 будут оснащены радарами "Фалкон" израильского производства. На многофункциональные истребители Су- 30МКИ, построенные в России, которые также покупает Индия, уже установлены израильские радиоэлектронные приборы.

В ходе своего ближневосточного турне Путин не посетил Сирию, но военно-торговое сотрудничество России с этой страной не раз обсуждалось лидерами США, Израиля и нашего государства. Сотрудничество СССР и Сирии началось в 1956 году. За 35 лет Сирии было поставлено вооружения на $26 миллиардов. В основном это истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, перехватчики и разведчики МиГ-25 и истребители-бомбардировщики Су-22. Последними крупными советскими поставками боевой авиационной техники в Сирию стали партии истребителей МиГ-29 (в 1987-1988 гг.) и фронтовых бомбардировщиков Су-24МК (в 1988-1989 годах). Однако с 1991 г. военно-техническое сотрудничество РФ с Сирией фактически прекратилось.

Лишь в 2000 г. Сирия выразила желание возобновить военно-техническое сотрудничество, выделив значительные средства на приобретение истребителей Су-27, МиГ-29 и систем ПВО. Рассматривался также вопрос о модернизации истребителей МиГ-21 и истребителей-бомбардировщиков Су-22, обсуждалась возможность дополнительных поставок Су-24. Кроме того, на вооружении сирийской армии до сих пор остаются советские и российские зенитно-ракетные комплексы С-75 "Двина", С-125 "Нева" и С-200 "Ангара", "Куб", "Квадрат", "Оса". Сирийские военные хотели бы приобрести более новые ЗРК российского производства типа "Искандер" радиусом действия около 300 км, однако ряд стран, в том числе США и Израиль, резко выступили против этого шага. И это понятно. Восток – дело тонкое. Здесь все можно купить и продать. А если это не удастся – то украсть. И вовсе не исключено, что новые ракетные комплексы могут попасть в руки террористов.

Поэтому, наверное, Путин и запретил продажу Сирии "Искандеров", хотя не исключил продажу этой стране зенитно-ракетных комплексов "Стрелец", предназначенных для систем ПВО ближнего радиуса действия с дальностью поражения не более 5 километров.

Израиль также выступает против оснащения палестинских сил безопасности и полиции российскими бронетранспортерами типа БРДМ-2, поскольку их поставка может нарушить хрупкое равновесие на Ближнем Востоке. Власти Израиля даже заявили, что не пропустят через свою территорию обещанные палестинцам российские бронетранспортеры. В ответ Путин заявил о том, что сотрудничество нашей страны с Палестиной должно быть "прозрачным" и не вызывать озабоченности у израильской стороны. "Для того чтобы наводить порядок на палестинских территориях, руководство автономии должно обладать соответствующими возможностями", - подчеркнул президент. Кроме бронетранспортеров, Россия планирует поставить силам безопасности и полиции Палестины вертолеты и средства связи

Таким образом, все последние события говорят о том, что Россия пытается вернуться на рынок вооружения этого региона. Но часть этого рынка уже занята, и уступать ее российские конкуренты вряд ли захотят.

Выбор читателей