Такая разная война...

Встреча скромного графика и прославленного соцреалиста в пространстве одной экспозиции кажется странной, и сюжеты для своих работ о войне художники выбирают принципиально разные. Но оба они – мастера


Фото: newizv.ru



Имя известного советского художника Александра Дейнеки не просто знакомо нам с детства, но и вызывает весьма определенные ассоциации. Монументальные полотна одного из главных идеологов социалистического реализма повествуют об упорном труде советских рабочих, героической непреклонности советских солдат и неописуемых мучениях западного пролетария, изнывающего в зубах очередной акулы капитализма. Гигантские картины, украшающие залы Третьяковской галереи, настолько переполнены идеологическими лозунгами эпохи, что анализировать художественные достоинства произведений как-то не тянет.

Между тем, невзирая на пагубную склонность к социалистическому реализму, Александр Дейнека – один из лучших художников своей эпохи. Только для того, чтобы оценить его талант по достоинству, лучше смотреть не холсты, созданные по заказу государства, а камерную графику. Выставка "Графические ракурсы войны", недавно открывшаяся в галерее "Г.О.С.Т.", предлагает прекрасную возможность познакомиться с рисунками Дейнеки и другого известного советского художника, Леонида Сойфертиса.

На первый взгляд встреча этих фигур в пространстве одной экспозиции может показаться странной. Как-никак, Дейнека – один из гигантов советского искусства, автор известных полотен, мозаик для станций Московского метро, руководитель персональной мастерской. Сойфертис – скромный график, газетный сотрудник и книжный иллюстратор. Вот и сюжеты для своих работ художники выбирают принципиально разные.

У Дейнеки – бегущие и умирающие солдаты. Бегут и умирают они особенно страшно потому, что кроме скорчившихся фигурок и удаляющихся спин на пожелтевших листах бумаги нет абсолютно ничего. Создается ощущение, что война – это своеобразный вакуум, пустота, пожирающая людей. Встречаются, конечно, и более жизнеутверждающие образы: бравый летчик в треухе бодро позирует на фоне самолетного винта; фронтовая красотка в лихо сдвинутой пилотке устроилась с самокруткой в мягком кресле; гордо выступает фронтовой врач с необъятной грудью и характерным орлиным носом. И тут же, рядом – мальчишки, играющие в футбол человеческим черепом, скелеты в военной форме – жуткие "иконы" немецкого экспрессионизма и персонажи Энсора, неведомо как вышедшие из-под пера "добропорядочного" Дейнеки.

На фоне подобных ужасов эскизы Леонида Сойфертиса кажутся милыми домашними зарисовками. Папа-военный выгуливает карапуза в матросской шапочке; монашка на велосипеде указывает солдатику дорогу; девушки в форме заплетают косички, а защитники Родины с удовольствием слушают концерт. В отличие от Дейнеки, предпочитавшего острый карандаш, Сойфертис выбирает мягкий уголь и нежную акварель. Поэтому даже руины домов и оружейные стволы выглядят весьма живописно.

Парадокс заключается в том, что на самом деле Леонид Сойфертис прошел всю войну вместе с действующей армией. Будучи корреспондентом фронтовой газеты "Красный черноморец", он стал свидетелем обороны Одессы и Севастополя, сражений на Малой земле и на Северном Кавказе. В конце войны принимал участие в действиях Северного флота, победу встретил в Берлине. Во время войны Сойфертис создал свой знаменитый "Севастопольский альбом" и графическую серию "Берлин".

А вот его знаменитый коллега Дейнека провел войну совсем по-другому. Не выходя за пределы студии, он с 1941 по 1945 год "активно и плодотворно разрабатывал в отечественном искусстве военную тему". Именно тут были созданы его самые известные "военные" полотна: "Окраина Москвы. 1941 год", "Оборона Севастополя", "Сбитый ас". Правда разок Дейнека все же выбирался на фронт – в 1942 году. Именно эта непродолжительная поездка вдохновила его на создание обширного графического цикла "По дорогам войны". Зато в 1945-м Дейнека, как и Сойфертис, исполнил серию работ под общим названием "Берлин" – художник был направлен в творческую командировку в столицу побежденной Германии.

Трудно предположить, что Леониду Сойфертису оказался не по зубам дейнековский размах. Конечно, он мог уступать мастеру по качеству рисунка, но едва ли тогда кто-нибудь задумывался о конкуренции. Очевидно, что скромному газетному корреспонденту пришлось увидеть и пережить много такого, что он предпочел навсегда сохранить в себе.

Выставка продлится до 10 июня

Выбор читателей