Хорошие едоки не лезут хищникам в глотку

Вылупившиеся из икринок личинки пятнистой саламандры уплетают планктон за обе щеки, чтобы не попасться на зуб хищникам. Если получиться отъесться до нужных размеров, жертва просто не влезет хищнику в рот




Надоело читать статьи о том, что много есть вредно. Неужели у обжорства нет положительных сторон? Конечно есть, говорят ученые. Но только в том случае, если ты личинка саламандры и твоя главная цель в жизни - избежать челюстей хищников.

Биологи из Национального центра экологического анализа и синтеза в Санта-Барбаре, США, заинтересовались личинками пятнистой саламандры (Ambystoma maculatum) . Ученые собирали образцы этих существ в разных водоемах и, к своему удивлению, обнаружили, что в одних прудах они питаются интенсивнее и вырастают более толстыми, чем в других. Условия и там, и там на первый взгляд были одинаковыми и ученые долго ломали голову над этим непонятным феноменом.

Наконец им удалось выяснить: толстые личинки живут в прудах, где кроме пятнистой саламандры обитает также более крупная мраморная (Ambystoma opacum). Надо с прискорбием признать, что представители второго вида без зазрения совести пожирают молодняк своих более изящных родичей. Чтобы не стать кормом, личинки пятнистой саламандры используют весьма необычный прием - они быстро увеличиваются в размерах.

Дело в том, что диаметр широко раскрытой пасти среднестатистического мраморного хищника составляет примерно 3,3 миллиметра. Соответственно, все личинки диаметром меньше этого показателя могут быть проглочены, а более крупные в горло уже не полезут. Как ни удивительно, но личинки, похоже, это... прекрасно понимают. Конечно же, речь идет не об осознанном решении, а о свойстве, приобретенном в ходе эволюции. Но факт остается фактом: если в безопасных прудах средний размер личинок пятнистой саламандры в среднем составляет как раз 3,3 мм, то в опасных они, как минимум, на 0,5 см крупнее. Секрет прост: вторые больше едят и их тело растет существенно быстрее.

Чтобы подкрепить свой тезис экспериментальными данными, ученые взяли икру саламандр из разных прудов, подождали, когда вылупятся личинки, и стали за ними наблюдать. Результаты не заставили себя ждать: оказывается выходцы из прудов, в которых есть хищники, заглатывали частицы пищи (планктона) примерно 1,8 раз в минуту, а их товарищи - только 1,4 раза. Соответственно прожорливые личинки и росли быстрее - несмотря на то, что никаких врагов в лабораторных аквариумах не было и опасности быть проглоченными, соответственно, тоже. Такова сила программы, заложенной в их природе.

Надо сказать, что гены определяют многое в поведении и образе жизни не только у саламандр. То же самое можно сказать и о людях: например, любовь к риску, которой многие из нас так гордятся, как доказали ученые, закладывается генетически. Что отчасти объясняет наличие целых династий спортсменов или путешественников. Заметим, что в наследство можно получить не только положительные качества, но и например, склонность к алкоголизму и наркомании. Хорошо, что человек, все же, существо более совершенное, чем саламандра и может победить свои наследственные пороки силой воли - если пожелает, конечно.

Выбор читателей