Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Адам Вайнер, автор книги "Не повторяйте этого дома: Физика голливудских фильмов" решил детально изучить продукцию Голливуда именно под этим углом и выяснить, в какой мере создатели фильмов готовы отступить от законов физики в угоду эффектности.
В классической эпопее Джорджа Лукаса "Звездные войны" захватывающие бои повстанцев под предводительством Люка Скайуокера с несметными войсками Империи, происходящие на просторах космоса, сопровождаются оглушительными ревом, визгом лазерных лучей и прочими соответствующими моменту шумами. Между тем любой школьник знает, что звуков в космосе не существует. В воздухе скорость звука составляет 340 м/с, в воде или твердой среде он распространяется еще быстрее, но в вакууме звуковые волны не передаются. С другой стороны, если бы режиссер пошел в угоду науке, то захватывающий эффект космических баталий свелся бы к нулю.
Эта ошибка характерна для большинства фильмов космической тематики: "Звездный путь", "В поисках Галактики", "Звездный десант". Яркое исключение в этом ряду - фильм Стенли Кубрика "Космическая Одиссея 2001", где отсутствие звуков в космосе является продуманным эффектом: мертвая тишина извечного космоса противопоставляется шумному, суетливому и конечному миру людей. Но, с другой стороны, погрузить зрителя на столь длительный период в звуковую изоляцию может себе позволить далеко не всякий режиссер.
Еще один пример буйной фантазии на космическую тему можно увидеть в "Армагеддоне". По сюжету фильма, к нашей планете несется гигантский астероид размером с Техас, который вот-вот с ней столкнется. Ученые NASA предлагают вариант предотвращения катастрофы: навстречу космическому скитальцу решено отправить челнок с ядерным зарядом, который необходимо поместить в шахту, прорытую на поверхности космического тела - это должен сделать персонаж Брюса Уиллиса. Предполагается, что взрыв расколет астероид надвое, и его половинки обойдут Землю стороной.
Главный герой сверлит дыру глубиной всего 800 футов, чтобы заложить бомбу. Если разобраться, то получается, что взрыв происходит практически на поверхности. Задача усложняется еще и тем, что астероид должен расколоться на две примерно равные части, чтобы не столкнуться с Землей. Значит, бомба должна, во-первых, разделить астероид пополам, а не превратить его в груду обломков, а во-вторых, получившиеся фрагменты должны разлететься с такой скоростью, чтобы не угодить в Землю. Для этой цели Брюсу Уиллису выдается стомегатонный ядерный заряд. По расчетам Адама Вайнера, взрыв этого заряда произведет лишь одну миллионную процента необходимой энергии. В реальности для выполнения такой задачи потребовалось бы 70 млн - 80 млн подобных бомб.
Фильм "Бэтмен" 1989 г. с Майклом Китоном в главной роли - хороший пример того, как работает физика в боевиках. Бэтмен позиционируется создателями киноленты как супергерой, не обладающий сверхъестественными способностями. Вспомним знаменитый момент, когда Майкл Китон и Ким Бэйсинджер падают с карниза, и в последний момент Бэтмен успевает зацепиться веревкой, ухватившись за каменную горгулью, что и спасает героев от неминуемой смерти. В реальности при таких обстоятельствах избежать гибели было бы почти невозможно: слишком резким было торможение (героев ждали многочисленные переломы и повреждения внутренних органов). Возможно, помогла бы в этой ситуации более эластичная веревка, но явно не та, которой пользуется в фильме Бэтмен.
Главная идея фильма-катастрофы "Послезавтра" строится на спорной теории о том, что глобальное потепление способно закончиться глубокой заморозкой планетарного масштаба. Растают полярные льды, и в связи с притоком пресной воды концентрация соли в океане уменьшится. Это, в свою очередь, должно сказаться на океанических течениях, которые ответственны, в том числе, и за температуру воздуха. Таким образом, в некоторых районах Северного полушария может резко и ощутимо снизиться температура.
В фильме эта идея использована в гипертрофированном виде: Ледниковый период наступает буквально на глазах. Один из наиболее драматических моментов ленты - знаменитый спуск воздуха температурой
Тема вторжения инопланетян особенно любима Голливудом. Она предоставляет огромный простор для буйной фантазии создателей кинофильмов. В картине "День независимости" особенно спорным, с точки зрения Адама Вайнера, является то, что гигантский корабль пришельцев, обладающий массой в четверть Луны, смог приблизиться к нашей планете, не нанеся ей гигантского ущерба. По идее, его приближение должно было вызвать землетрясение и полностью уничтожить, как минимум, Нью-Йорк и его окрестности.
Ситуация может еще больше обостриться