Бэтмена ждет страшная смерть за пределами Голливуда

Многие трюки Бэтмена стали бы для него последними в реальной жизни. Но в Голливуде важнее оригинальность, за которую зритель готов платить, обманываясь ради получения острых ощущений




Голливудские боевики и фантастические фильмы кишат ошибками, очевидными даже тем, кто обладает минимальными знаниями в области физики. Но доверчивый зритель, увлекшись сюжетом, напрочь забывает о школьных премудростях. Ему не столь важно, возможно ли пусть и специально подготовленному, но все же человеку повторить трюки Бэтмена, могла ли бомба, заложенная Брюсом Уиллисом в шахту астероида в фильме "Армагеддон", расколоть космический объект пополам и, тем самым, спасти Землю, или реально ли воздух температурой -100°С может опустится в нижние слои атмосферы, как это показано в фильме "Послезавтра". Главное, чтобы сюжет был гладкий и спецэффекты впечатляли.

Адам Вайнер, автор книги "Не повторяйте этого дома: Физика голливудских фильмов" решил детально изучить продукцию Голливуда именно под этим углом и выяснить, в какой мере создатели фильмов готовы отступить от законов физики в угоду эффектности.

В классической эпопее Джорджа Лукаса "Звездные войны" захватывающие бои повстанцев под предводительством Люка Скайуокера с несметными войсками Империи, происходящие на просторах космоса, сопровождаются оглушительными ревом, визгом лазерных лучей и прочими соответствующими моменту шумами. Между тем любой школьник знает, что звуков в космосе не существует. В воздухе скорость звука составляет 340 м/с, в воде или твердой среде он распространяется еще быстрее, но в вакууме звуковые волны не передаются. С другой стороны, если бы режиссер пошел в угоду науке, то захватывающий эффект космических баталий свелся бы к нулю.

Эта ошибка характерна для большинства фильмов космической тематики: "Звездный путь", "В поисках Галактики", "Звездный десант". Яркое исключение в этом ряду - фильм Стенли Кубрика "Космическая Одиссея 2001", где отсутствие звуков в космосе является продуманным эффектом: мертвая тишина извечного космоса противопоставляется шумному, суетливому и конечному миру людей. Но, с другой стороны, погрузить зрителя на столь длительный период в звуковую изоляцию может себе позволить далеко не всякий режиссер.

Еще один пример буйной фантазии на космическую тему можно увидеть в "Армагеддоне". По сюжету фильма, к нашей планете несется гигантский астероид размером с Техас, который вот-вот с ней столкнется. Ученые NASA предлагают вариант предотвращения катастрофы: навстречу космическому скитальцу решено отправить челнок с ядерным зарядом, который необходимо поместить в шахту, прорытую на поверхности космического тела - это должен сделать персонаж Брюса Уиллиса. Предполагается, что взрыв расколет астероид надвое, и его половинки обойдут Землю стороной.

Главный герой сверлит дыру глубиной всего 800 футов, чтобы заложить бомбу. Если разобраться, то получается, что взрыв происходит практически на поверхности. Задача усложняется еще и тем, что астероид должен расколоться на две примерно равные части, чтобы не столкнуться с Землей. Значит, бомба должна, во-первых, разделить астероид пополам, а не превратить его в груду обломков, а во-вторых, получившиеся фрагменты должны разлететься с такой скоростью, чтобы не угодить в Землю. Для этой цели Брюсу Уиллису выдается стомегатонный ядерный заряд. По расчетам Адама Вайнера, взрыв этого заряда произведет лишь одну миллионную процента необходимой энергии. В реальности для выполнения такой задачи потребовалось бы 70 млн - 80 млн подобных бомб.

Фильм "Бэтмен" 1989 г. с Майклом Китоном в главной роли - хороший пример того, как работает физика в боевиках. Бэтмен позиционируется создателями киноленты как супергерой, не обладающий сверхъестественными способностями. Вспомним знаменитый момент, когда Майкл Китон и Ким Бэйсинджер падают с карниза, и в последний момент Бэтмен успевает зацепиться веревкой, ухватившись за каменную горгулью, что и спасает героев от неминуемой смерти. В реальности при таких обстоятельствах избежать гибели было бы почти невозможно: слишком резким было торможение (героев ждали многочисленные переломы и повреждения внутренних органов). Возможно, помогла бы в этой ситуации более эластичная веревка, но явно не та, которой пользуется в фильме Бэтмен.

Главная идея фильма-катастрофы "Послезавтра" строится на спорной теории о том, что глобальное потепление способно закончиться глубокой заморозкой планетарного масштаба. Растают полярные льды, и в связи с притоком пресной воды концентрация соли в океане уменьшится. Это, в свою очередь, должно сказаться на океанических течениях, которые ответственны, в том числе, и за температуру воздуха. Таким образом, в некоторых районах Северного полушария может резко и ощутимо снизиться температура.

В фильме эта идея использована в гипертрофированном виде: Ледниковый период наступает буквально на глазах. Один из наиболее драматических моментов ленты - знаменитый спуск воздуха температурой -100°С из верхних слоев атмосферы. Люди превращаются в глыбы льда в секунды. Однако, с точки зрения науки, это невозможно. Температура воздуха в нижних слоях атмосферы колеблется от -45°С до -75°С . В любом случае, даже если сверху пошел бы настолько холодный воздух, он должен был бы нагреться в процессе спуска.

Тема вторжения инопланетян особенно любима Голливудом. Она предоставляет огромный простор для буйной фантазии создателей кинофильмов. В картине "День независимости" особенно спорным, с точки зрения Адама Вайнера, является то, что гигантский корабль пришельцев, обладающий массой в четверть Луны, смог приблизиться к нашей планете, не нанеся ей гигантского ущерба. По идее, его приближение должно было вызвать землетрясение и полностью уничтожить, как минимум, Нью-Йорк и его окрестности.

Выбор читателей