Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Вовремя нажали на кнопку 507 авторов – именно столько фильмов отсматривали отборщики фестиваля: критик Алена Солнцева и режиссер Борис Хлебников. Достойными контртелевизионного экрана сочли в девятнадцать раньше меньше – в конкурсную программу вошли 27 фильмов. Большинство из них – это короткометражные документальные работы, правда, Алена Солнцева отметила, что "в России формат никто не выдерживает, и хронометраж может быть больше часа. Но тогда это просто длинные короткометражные фильмы".
Всегдашняя особенность фильмов фестиваля – патологическое отвращение к глянцевой картинке и пестуемая безыскусность. Но если в первые годы на экраны в больших количествах выплескивалось изумление от окружающей чернухи – социально далеких персонажей авторы находили на вокзалах, в дальних деревнях и вытрезвителях, – то сейчас возрос интерес к ближнему кругу. Тоска по экзотике прошла, а камера в руках и интерес к собственной жизни остались: в качестве героев теперь выступают друзья, одноклассники и коллеги.
Фильм "Фестиваль", например, снятый Аленой Полуниной, показывает радикальный московский фестиваль современного искусства "Территория" глазами провинциальных студентов, для которых он и затевался. Оказывается, что им стыдно смотреть на обнаженные тела на сцене и неловко слушать нецензурную лексику. И понять, кто далек от народа – искусство или молодые жители Магнитогорска, первые из всей семьи получающие высшее образование, - честно говоря, довольно затруднительно. В "Моем классе" Екатерины Еременко собраны одноклассники, окончившие престижную московскую школу двадцать лет назад. Через них дается своего рода портрет поколения, чья юность пришлась на перестройку. Вместо парадного портрета получается коллаж – все по правде: кто-то женился, кто-то стал художником, кто-то эмигрировал, кто-то умер, а кто-то родил троих детей и стал режиссером этого фильма. Драматург Михаил Угаров, один из членов жюри, в которое, кстати, также входят Анна Михалкова и Сергей Шнуров, назвал эту тенденцию периодом накопления: "Сейчас, видимо, важнее не сказать, а молча подсмотреть и показать".
Еще одой фишкой многих фильмов фестиваля, помимо наблюдения за жизнью на интимном расстоянии, является особый способ съемки. "Сегодня истощился запас культурных стереотипов, – объясняет Алена Солнцева, – которые помогали художникам и публике взаимодействовать с миром. Официальное, форматное искусство стало очень далеким. Общество перестало различать фальшаки и реальность, а сбивчивая речь, дрожание, неправильные ракурсы кажутся более правдивыми; отсюда такое доверие к ручной камере".
Кинотеатр.doc–2008 включает в себя три программы: конкурсную, международную и специальную. В международной в этом году будут показаны ретроспективы классиков документалистики: Жана Руша, изобретшего особый стиль, когда актеры действуют без контроля режиссера; Хелены Тржештиковой, годами снимающей одних и тех же героев; и Леонарда Хелмриха, очарованного индонезийской жизнью. Кроме этого, можно будет увидеть фильмы международного фестиваля "Флаэртина", названного в честь американского режиссера Флаэрти, снимавшего кино методом длительного наблюдения.
В рамках специальной программы покажут четыре фильма о поэтах, складывающихся в цикл о судьбе "поэта в современном мире", фильмы неожиданно и несправедливо рано ушедшего Саши Малинина, а также "Мать" Павла Костомарова. "Мать", как пишут в обращении к зрителям организаторы фестиваля, "на время закрыл тему, сформулировав ясно и выразительно именно то, что мы искали в течение трех лет".
Поиски действительной жизни, несмотря на это, вероятно, продолжатся: слишком плодородной оказывается земля рядом с человеком с камерой. Урожай этого года будет предъявлены в "Театре.doc", "Актовом зале" и кинотеатре "Ролан".
Москва нашла способ реанимировать украинскую экономику